В стране, где цензура и слежка - обыденное явление, нижняя палата узбекского парламента 7 октября 2025 г. единогласно утвердила законопроект, который запрещает фото и видеосъемку в общественных местах без разрешения лиц, фигурирующих на снимках. Текст, который еще должен получить одобрение верхней палаты и быть подписан президентом, вносит поправки в Гражданский кодекс, Трудовой кодекс и кодекс об административных правонарушениях, предполагает санкции в виде штрафов и конфискации оборудования в случае съемок, характеризуемых как «незаконные».
Этот законопроект был изначально представлен в марте и предусматривал ряд исключений, в том числе если съемка проводится во время публичных мероприятий и собраний, не уточняя, однако, каким образом действуют эти исключения, что открывает возможность вольной трактовки его положений властями. На практике, положения этого закона могут ограничить распространение изображений, сделанных в общественных местах, например, в контексте общественно значимой с точки зрения журналистов информации о злоупотреблениях и коррупции, в том числе когда речь идет о представителях государства. Отсутствие опубликованной после ее принятия 7 октября окончательной редакции вызывает дополнительные опасения о реальных последствиях принятия закона. Дата принятия закона во втором чтении и его подписи президентом еще не известны.
«Требуя предварительного согласия каждого человека, фигурирующего на изображениях, этот закон делает практически невозможным труд независимых фотожурналистов. Необходимо дать точные определения общественным местам и частному пространству, чтобы профессионалы СМИ могли выполнять свою работу на улицах не опасаясь наказания. RSF обеспокоена этим законопроектом и призывает власти отказаться от него», - заявляет Жанна Кавелье, руководитель отдела RSF по Восточной Европе и Центральной Азии.
Во Всемирном индексе свободы прессы, составленном RSF в 2025 году, Узбекистан занимает 148-е место из 180 стран и территорий.
Статьи по теме:
Еще о стрит-фотографии в Узбекистане
Стрит-фото – это не фото на паспорт. О новом запретительном законе
Голос Джельсомино: «Закон, открывающий простор для коррупции»