По ее мнению, Центризбирком обязан реагировать на факты, которые дискредитируют все [добрые] старания Шавката Миромоновича [Мирзиёева] по демократизации общества.
Хотя прошедшие 22 декабря выборы депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса (нижней палаты парламента – ред.), как и местных кенгашей (советов – ред.) народных депутатов в декабре 2019-го в стране и проходили под девизом «Новый Узбекистан - новые выборы», на деле они оказались «со старыми порядками».
В какой-то момент оптимистичные выступления официальных лиц в Ташкенте (на брифингах в ЦИК), где они ежечасно привычно рапортовали о проходящих «организованно», «в праздничном и приподнятом духе» выборах, пошли вразрез с сообщениями о мелких и серьезных правонарушениях от наблюдателей, находившихся непосредственно на избирательных участках.
Согласно информации, озвученной местными СМИ и отдельными блогерами, нелицеприятные инциденты имели в основном отношение к выборам в советы народных депутатов (кенгаши). Некоторые из уличенных в противоправных действиях региональных кандидатов в депутаты по требованиям районных хокимиятов (администраций) вынуждены были отозвать свои кандидатуры. Судя по всему, «недемократичные» явления легли в основу того, что 6 человек отозвали свои кандидатуры еще до начала голосования, хотя, со слов председателя ЦИК Мирза-Улугбека Абдусаломова, это было их «добровольное решение», никто на них, мол, давления не оказывал. Однако, по крайней мере в одном случае есть повод для сомнений. Речь о молодой особе, сошедшей с избирательной дистанции якобы из-за «откровенных» фотографий в соцсетях (слегка декольтированная майка). То есть, кандидата в депутаты от Экологической партии из Ферганы попросту затравили, в результате чего она была отстранена от участия в избирательной кампании. При этом никто не может поручиться, что травля не была организована специально (девушку считают местным правдорубом).
Если бы не громкие скандалы, Абдусаломов до последнего стоял бы на своем, утверждая о «самых честных, прозрачных и с высокой явкой» выборах, как он делает это уже долгие годы.
Самыми резонансными за нынешнюю выборную кампанию, по многочисленным неодобрительным отзывам в соцсетях, оказались два возмутительных нарушения, подпадающих даже под уголовную ответственность. Реакция общественности была настолько бурной, что в ситуацию вынужден был оперативно вмешаться заместитель председателя ЦИК Махмуд Истамов. Он поведал, что со стороны местных исполнительных органов власти оказывалось давление на участковые избирательные комиссии (ради продвижения «своих» кандидатов). В результате «засветились» в не лучшем свете несколько кандидатов: Хуршид Досмухамедов в ЗП ОМ от Каракалпакского избирательного округа №142, Камола Хамидова в Ташкентский городской кенгаш от Мойкурганского избирательного округа №23 и Нодира Шарипова в Алмазарский районный кенгаш от Ахильского избирательного округа №10. Выяснилось, что это дело рук некоего заворготделом Алмазарского хокимията по имени Ойбек и его команды.
Сообщается также, что упомянутой выше историей заинтересовались органы прокуратуры, которые и обязаны будут дать случившемуся правовую оценку.
Во втором случае, продемонстрировавшем несостоятельность (да и нежелание) местных органов власти держать ситуацию под контролем, стало известно о неблаговидных поступках сотрудников мэрии Яшнабадского района Ташкента на подопечных избирательных участках. На это указал юрист и блогер Хушнудбек Худойбердиев, который в ходе голосования тщательно собирал факты о нарушениях во время выборов (посредством @saylov_2019bot в Telegram-канале).
Как сообщается в Telegram-канале столичного хокимията, в настоящее время совместно с правоохранительными органами начато расследование инцидента с использованием черновиков протоколов. Обескураживающие факты подтасовки и обмана избирателей нашли свое отражение на соответствующих скриншотах переписки сотрудника райадминистрации с его подчиненными, предусмотрительно сделанных блогером Худойбердиевым.
Согласно выводам рабочей группы по расследованию, действительно, заведующий отделом кадров районного хокимията Кудрат Хусанов в нарушение закона требовал от своих подчиненных (после завершения голосования) предоставить ему черновые записи протоколов с избирательных участков, просил не распространяться насчет его «тайной» просьбы, а также запрещал делать фотоснимки этих протокольных вариантов.
Далеко не оптимистичные отзывы о «новых выборах» под постом Сайёры Ходжаевой, набравшим несколько сотен комментариев и просмотров, дают основание полагать, что узбекистанцы и не рассчитывали на иные, более обнадеживающие результаты. А по мнению некоторых, нынешние выборы даже хуже, чем были в беспредельные «каримовские» времена. Судите сами: «Поэтому 71%, хотя, кого ни спросишь, никто не ходил» (Лариса Мокеева); «Это не секрет, и это было всегда так, а нынешние выборы хуже прежних» (Nilufar Bekpulatova); «Если вдруг человек, который не участвовал в выборах, надумает пойти проверить, оказывается, что он уже проголосовал» (Jahongir Mirpulatovich); «Такое было и раньше. Я (к примеру) проголосовала за границей, а когда мой сын, что в Ташкенте, решил проверить, то оказалось, что за меня уже кто-то расписался» (Zumrad Xakimova – в своем ответе Jahongir Mirpulatovich).
Интернет-пользователи Shirina Aliyevna и Nodirbek Shamsiddin приглашают к просмотру отснятых видеоматериалов, где члены участковых избирательных комиссий (УИК) пачками опускают бюллетени в урны с уже отмеченными фамилиями кандидатов…
А местный журналист и блогер Нозим Сафаров, сам участвовавший в выборах в качестве кандидата, написал в своем Telegram-канале: «Это был хороший опыт. Не нужно предаваться романтике и обманчивым иллюзиям». По утверждению Газета.уз, сетевой активист назвал тех, кто, «эксплуатируя учителей, делал все, что им заблагорассудится», «бесчестными», и сообщил, что одна из учительниц его даже укусила за руку. Кандидат призвал к отмене результатов местных выборов в Сергелийском районе Ташкента.
Проживающий ныне за рубежом узбекский политолог Алишер Ильхамов (Alisher Ilkhamov), «впечатленный» фальсифицированными результатами воскресных выборов, оставил такую запись на своей ФБ-странице: «До 11.00 по Ташкенту проголосовал только 11%. Но после 11.00 - 50%. Особенно большой наплыв наблюдался в 19.45, за 15 минут до закрытия избирательных участков. Народ опомнился и устремился голосовать…».
В гонке за мнимым успехом кампанейщины, организаторы, видимо, запамятовали о том, что хотя бы для вида следовало дать минимальное количество испорченных бюллетеней, коих, знаем не понаслышке, должно быть очень много. Как правильно заметили активные пользователи соцсетей, «ЦИК уже публикует количество мест, занятых партиями. Значит, подсчет голосов состоялся. Однако до сих пор не опубликовано количество испорченных бюллетеней. А ведь их должно быть немало... Многие шли на участок именно для того, чтобы всех зачеркнуть. Когда будут опубликованы данные по бюллетеням?».
Скорее всего, этот неудобный вопрос попросту «замнут» - формат «демократичных» выборов не позволяет…
Статьи по теме: