Безоговорочно признав Гуруряна виновным в нарушении двух статей УК, суд назначил ему наказание в виде 16 лет лишения свободы, постановив одновременно взыскать с осужденного 30 МРП (1 Месячный расчётный показатель в настоящее время составляет 2,7 тысячи тенге, или $6,5 доллара – ред.) в специальный Фонд потерпевших.
Согласно сообщениям прессы, по отбытии срока наказания его принудительно депортируют за пределы Казахстана (по данным казахского МВД, он гражданин Армении), «с запретом на въезд в течение пяти лет».
Нарек Гурурян
После случившейся в новогоднюю ночь трагедии видеозапись драки cо смертельным исходом, сделанная камерой наблюдения, была предусмотрительно выложена (предположительно, кем-то из следственных органов) на YouTube, вызвав шквал возмущенных комментариев пользователей соцсетей, особенно представителей титульной этнической группы, посыл которых, как обычно свёлся к шовинистическому «наших бьют!».
Несмотря на отрицание властями межэтнической подоплеки конфликта, в интернет-дискуссиях только и было разговоров об этом (в массовом противостоянии принимали участие представители разных этносов, большей частью армян и казахов). Главным образом обсуждался не предмет спора, а то, что погибший 23-летний мужчина, вызванный на место разборок по телефонному звонку «на подмогу», оказался этническим казахом.
Как позже выяснит следствие, непосредственно в инциденте была задействована разгоряченная спиртными напитками компания молодых людей из 14 человек.
Суд, состоявшийся 4 ноября 2019 года, вынес приговор 13 участникам драки. Виновным в убийстве 23-летнего Жансеита Рахымжана был признан азербайджанец Юсиф Нурулу, его приговорили к 19 годам лишения свободы.
По словам судьи Шарипа Сисимбаева, Жансеиту наносили телесные повреждения шесть человек из числа подсудимых: Юсиф Нурулу нанес три удара ножом, другой бил палкой, а остальные били его, уже лежащего, руками и ногами. От большой кровопотери молодой человек скончался на месте. Его тело обнаружили лишь утром, через несколько часов после ЧП у ресторана.
Уголовное дело в отношении еще одного фигуранта инцидента - Нарека Гуруряна - было выделено в отдельное производство. Хотя после драки ему и удалось сразу же покинуть Казахстан, но спустя некоторое время он был задержан на территории России, а позже выдан представителям казахстанских правоприменительных органов.
Напомним, причиной потасовки почти двухлетней давности, стараниями местных трайбалистов едва не переросшей в масштабный межэтнический конфликт, стало выдворение компании засидевшихся допоздна молодых людей хозяевами из ресторана.
Несмотря на глубокую ночь (3.00), компания подвыпившей молодежи, в основном этнических казахов, не желала покидать расположенный в центре города ресторан «Древний Рим», принадлежащий местным армянам. Примерно в это время хозяева объявили, что заведение закрывается, но посетители с этим не согласились. Тем не менее, их выставили на улицу. Обидевшись, они вернулись с подкреплением. Среди приехавших оказался и Рахымжан Жансеит. Словесная перепалка переросла в потасовку, в которой Рахымжан был ранен ножом в ногу и скончался от обильной кровопотери, трое других участников драки получили травмы различной степени тяжести.
После этого убийства, произошедшего на сугубо бытовой основе (обе дравшиеся компании не были моноэтническими), казахские националисты поспешили объявить виновником убийства армян, что чуть не привело к погромам армянских кафе, ресторанов и других заведений. Впрочем, как сообщалось в СМИ, в отдельных случаях всё-таки привело...
Суровый приговор Гуруряну, который лично не совершал убийства, тем более преднамеренного, резко контрастирует с приговорами, выносимыми этническим казахам, участвовавшим в погромах и убийствах дунган в Кордайском районе Джамбульской (Жамбылской) области феврале нынешнего года.
Об этом свидетельствует также состоявшееся 19 ноября слушание апелляционной коллегии Военного суда Казахстана, которая смягчила приговор первичной инстанции четверым из семи ранее осужденных по «кордайскому делу» этнических казахов, заменив им реальные сроки отсидки на «ограничение свободы».
А 3 декабря в Таразе, административном центре Джамбульской области Казахстана, при беспрецедентных мерах защиты прошло первое судебное заседание по делу о кровавых дунганских погромах.
«Всего подсудимых - 51 человек, 33 из них находятся под стражей, 16 - на свободе под поручительством, еще двое - под подпиской о невыезде. В четверг начались предварительные слушания», - написал по данному поводу казахский сайт «Время». А между тем, речь идет о тех, кто совершил тягчайшие преступления.
Как сообщает издание, «информация по конкретным эпизодам материалов уголовного дела не подлежит разглашению».
Не потому ли, что там может быть оглашено то, что власти хотели бы скрыть от общественности? Скажем, информацию об участии в погромах и грабежах сотрудников полиции, о мягких сроках для казахских националистов, несоразмерных совершенным ими преступлениям?
Давно замечено: в отношении насильников и погромщиков «правильной» национальности руководство Казахстана проявляет прямо-таки удивительную снисходительность…
Статьи по теме:
Виновным в убийстве этнического казаха в Караганде признан не армянин, а азербайджанец
МВД Казахстана просит не рассматривать убийство в Караганде как межнациональный конфликт