Пока эти меры распространяются только на крупные торговые центры. Например, в «Мегапланете», четырехэтажном торгово-развлекательном комплексе на ташкентском массиве Юнус-Абад, проверки осуществляются возле обоих входов, а в магазинах сети Korzinka.Uz, состоящих из одного торгового зала, покупателей не проверяют.
По нашему мнению, эти проверки являются сугубой формальностью и осуществляются «для галочки», без особого рвения. В случае реального нападения террористов расслабленные ташкентские милиционеры стали бы их первыми жертвами. С первого взгляда становится ясно, что если нападающих будет двое-трое, то один легко перестреляет всю эту толстопузую команду, а остальные тем временем «займутся» посетителями.
Однако подобных устремлений у представителей узбекских радикальных групп никогда не возникало: они пытались взорвать здания западных дипмиссий и силовых структур, а также нападали на силовиков, которых они считают слугами враждебного себе режима, но не более того.
Напомним, что несколько лет назад аналогичные досмотры были введены при входах в ташкентское метро, и теперь его пассажиров досматривают дважды первый раз перед спуском вниз, второй раз уже внутри, перед турникетами. Иногда перед входом в метро на подстилке спит большая овчарка. Увидеть ее в действии ни разу не удавалось.
Аналогичные «предупредительные меры» сейчас предпринимаются и по другим направлениям.
По информации «Ферганы», 14 ноября автомобильные выезды из Ташкента были заблокированы полицией загородные трассы на подъезде к постам были сужены до одной полосы для движения, остальные перекрывались бетонными блоками. Наблюдалось большее, чем обычно, количество людей в форме, каждую машину тщательно проверяли по три человека. В результате появились многокилометровые пробки. При этом въезд автотранспорта в Ташкент практически не контролировался. Длилось это, как минимум, с 11 часов утра до 5 вечера.
Тем временем, независимый сайт Uzmetronom сообщает, что в Узбекистане активизировались проверки граждан на предмет возможных контактов с лицами, причастными к деятельности террористических организаций. В первую очередь, они касаются тех, кто прибыл из-за границы. Дальнее это было или ближнее зарубежье – значения не имеет.
Вернувшегося на родину приглашают для профилактической беседы к участковому милиционеру, который детально расспрашивает о цели поездки, ее продолжительности, месте проживания (отель, родственники, съемное жилье). Гражданина просят поименно перечислить всех, с кем он общался, находясь за границей и так далее.
Усилены меры безопасности и в столице республики. Участились случаи, когда милицейский патруль останавливает граждан, находящихся вне конкретного адреса постоянного проживания после 21:00. Имеющих при себе документы, удостоверяющие личность, после непродолжительного опроса, отпускают с миром. Тех же, кто такого документа при себе не имеет, отвозят в ближайший милицейский участок до выяснения личности, пишет издание.
О том же повествуют пользователи одной из групп в узбекском сегменте Facebook.
«С другом стояли на улице, после трени и ловили такси до дому. Подъехал автобус и беспогонники с дубинками настойчиво попросили пройти в автобус. После недолгой дискуссии им были предъявлены документы, удостоверяющие личность. Так нет, они настойчиво просили пройти в автобус, потом попросили возможность прошманать наши вещи на предмет запрещенного оружия. На что не получили разрешения, так как мало ли что они могут подкинуть. Сами предоставили им все содержимое из карманов и продемонстрировали отсутствие наличия оружия. Далее три часа муторного катания и записи данных и, вуаля, нас отпустили», - поведал один из участников группы.
Ранее радио «Озодлик» (узбекская служба радио Свобода/Свободная Европа) передавало, что подобные меры были предприняты после «двух небольших терактов», произошедших в Ташкенте 3 октября. Это также совпало по времени с массовыми арестами подозреваемых в симпатии к «ИГ». По данным Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) по этой причине с октября было арестовано как минимум 200 человек.