«Встреча на уровне президентов состоялась после 20-летнего перерыва, поэтому она имеет очень важное для нас значение. Мы провели встречи один на один с Мирзиёевым, а затем переговоры между делегациями. Эти встречи были очень продуктивными», - сообщил Эрдоган.
Стороны подписали пакет документов о развитии сотрудничества в сферах торговли, промышленности, банковско-финансовой, культурно-гуманитарной, инвестиций, туризма, логистики, грузоперевозок, здравоохранения, подготовки кадров, обороны и прочих.
Отметим, что предыдущая встреча, подавшая надежду на возможность нормализации отношений между Анкарой и Ташкентом, состоялась 10 сентября в Астане, на саммите Организации исламского сотрудничества по науке и технологиям.
«Визит главы Узбекистана проходит на фоне благоприятной динамики торговли двух стран: за этот год товарооборот уже увеличился на 29%, а в Узбекистане начали работать более 20 совместных предприятий, 53 турецкие компании получили аккредитацию», - сообщает информагентство Sputnik, делая особый акцент на обнадеживающей тенденции оживления узбекско-турецких отношений с приходом новой власти.
По оценкам экспертов, нынешний товарооборот между Турцией и Узбекистаном на уровне $1,2 миллиарда не соответствует современному потенциалу этих стран. До настоящего момента турецкие строительные компании выполняли в Узбекистане 110 проектов на сумму более чем $2 миллиарда. Помимо этого, «чистые» инвестиции турецкого бизнеса в узбекскую экономику составляют $1,2 миллиарда.
Чтобы создать благоприятные условия для прямых контактов с инвесторами и крупными компаниями узбекская сторона планирует в скором времени организовать в Ташкенте Турецкий бизнес-центр.
В ходе переговоров была затронута и немаловажная тема туризма - потенциал стран используется далеко не в полную силу, и это несмотря на облегчение оформления документов для поездок турецких граждан в Узбекистан с октября текущего года.
Следует заметить, что постановление о смягчении визового режима президент Мирзиёев подписал всего лишь за день до своего вылета в Анкару – 23 октября. Отныне турецкие туристы смогут получить визу в Узбекистан без приглашения, а срок ее оформления для юридических и физических лиц составит всего три дня.
Реджеп Тайип Эрдоган пообещал, что с 16 марта 2018 года авиакомпания «Turkish Airlines» уже приступит к выполнению регулярных рейсов между Стамбулом и Самаркандом – чтобы повысить интенсивность взаимного авиасообщения.
В рамках проходившего госвизита президент Мирзиёев и премьер-министр Турецкой Республики Бинали Йылдырым встретились с представителями финансовых и деловых кругов двух стран.
На состоявшемся в этот день в Стамбуле бизнес-форуме деловых кругов были подписаны соглашения по реализации более 30 совместных проектов общей стоимостью $3,5 миллиарда в сфере строительства крупных энергетических объектов и дорожной инфраструктуры, производства текстильной продукции, электрооборудования, строительных материалов, организации современных производств в пищевой и агропромышленности, логистических центров.
Шавкат Мирзиёев поинтересовался мнением руководителей турецких компаний об условиях ведения бизнеса в Узбекистане. На что турецкие предприниматели дружно ответили, что высоко ценят экономические реформы, осуществляемые под руководством нового главы государства, и подчеркнули, что либерализация валютной системы, упрощение порядка получения визы создали благоприятные возможности для бизнеса и в целом развития взаимовыгодного сотрудничества.
При этом остается только догадываться, о чем на самом деле думали турецкие бизнесмены, памятующие о шумной антитурецкой пропагандистской кампании и громких репрессиях в Узбекистане против их соотечественников в 2010-11-м годах.
Как ранее писала AsiaTerra, они проводились с целью отъема успешного бизнеса турецких предпринимателей. Так, в 2010 году в центре Ташкента был закрыт процветавший супермаркет «Демир», а в 2011-м – один из крупнейших торговых центров столицы «Туркуаз» (бывший ГУМ). Тогда по меньшей мере восемь из владеющих им турецких предпринимателей были арестованы и обвинены в уклонении от уплаты налогов и «содействии развитию теневой экономики». Позже их выдворили из Узбекистана, конфисковав (читай: отобрав) всё имеющееся имущество. В рамках этой кампании некоторые бизнесмены из Турции были обвинены в поддержке исламистского подполья, закрылись десятки прибыльных фирм и СП, а ряд держателей доходных активов оказался в застенках (подробности здесь).
Несмотря на все эти сложные условия турецкий бизнес в Узбекистане всё же существует. По информации посольства Турции, в республике действуют 450 турецких компаний (по утверждению УзА – 500), ежегодно экспортирующих продукцию на $300 миллионов и обеспечивающих работой 50 тысяч человек.
Так или иначе, Анкара стремится сблизиться с Ташкентом и втянуть его в орбиту своего влияния. И в первую очередь турецким властям в их усиливающемся противостоянии с Западом нужны не столько экономические связи, сколько возможная поддержка такого стабильного партнера, как Узбекистан. Каким бы сильным и влиятельным ни казался Эрдоган, получивший почти неограниченные полномочия в результате «контролируемого» референдума, проведенного после неудачного военного переворота в условиях массовых репрессий против гражданского общества и СМИ, он, как и любой тиран и диктатор, чрезвычайно уязвим и нуждается в дружеском локте...