«Люди написали обращение также к президенту страны Касым-Жомарт Токаеву и Елбасы (бывшему главе республики Нурсултану Назарбаеву – ред.), и тоже последовала реакция – в ближайшее время к нам собирается комиссия из Аппарата президента РК. Местные акиматы (администрации – ред.) сразу зашевелились: вечером 21 мая районный аким (глава Кордайского района – ред.) впервые за почти 4 месяца с начала погромов раздал пострадавшим семьям 30% компенсационных денег на восстановление домов. Не бог весть какая сумма по сравнению с нанесенным ущербом, но главное, что процесс пошел», - сообщает один из информаторов.
Последние сведения о предстоящем финансировании появились в прессе в начале марта (спустя месяц после произошедших погромов). Тогда заместитель акима Кордайского района Ерлан Орынбаев заявил: «Подсчеты сделаны, сметы составлены, сумма ущерба предварительно определена. Теперь сделана заявка и ждем финансирования». На этом разговоры о какой-либо помощи жителям со стороны государства в публичном пространстве прекратились.
Дунган сильно встревожила задержка обещанных компенсаций за уничтоженное имущество и магазины. Тем более, что комиссии заставляли пострадавших подписывать договоры на восстановление их домов по расценкам в два-три раза ниже себестоимости. Между тем, материальный ущерб, причиненный только одному селу Масанчи в ночь погромов, составляет более 1,7 миллиарда тенге ($3,9 миллиона).
Помогло то обстоятельство, что 19 мая антидискриминационный центр «Мемориал» опубликовал доклад «Кордайский погром: дунгане Казахстана в поисках справедливости», посвященный трагическим событиям в ночь с 7 на 8 февраля этого года, когда в результате нападения казахских националистов села, в которых компактно проживают этнические дунгане, погибли 11 человек и десятки были ранены.
Село Масанчи после погрома. Фото Петра Троценко, радио Свобода
Правительство Казахстана до сих пор продолжает отрицать, что конфликт имел межэтническую окраску, предпочитая называть случившееся массовыми беспорядками и не желая признавать дунган потерпевшей стороной. Следствием антидунганского погрома стал сильнейший психологический стресс для детей и взрослых, утрата ими чувства безопасности и доверия к окружающим, особенно к представителям «титульного» этноса.
Помимо прочего, наглядно выявилось, что казахское общество заражено вирусом нетерпимости. В соцсетях по сей день распространяются рассуждения о том, что дунгане – это «чужеземные гости, не оценившие доброго отношения казахских хозяев, приютивших их на своей земле».
Происходящее сегодня вокруг расследования «дунганского дела» настораживает, поскольку в нем в качестве главных зачинщиков массовых беспорядков продолжают фигурировать сами дунгане. С конца апреля давление и прессинг, направленные на то, чтобы они взяли на себя ответственность за не совершенные ими преступления, значительно усилились. А вот об арестах и задержаниях самих погромщиков, тех, что «применили металлические предметы, камни, огнестрельное оружие», в том числе и в отношении полицейских, почти не сообщается.
Статьи по теме:
Межнациональные конфликты в Казахстане: почему они возникают?