Пытки в Намангане
Бывший начальник Управления уголовного розыска УВД Наманганской области Умид Раупов 8 мая получил минимальное наказание за пытки и избиение задержанного в следственном изоляторе, сообщает онлайн-издание Газета.uz. Раупов был приговорен даже не к лишению свободы, а лишь к её ограничению на три года. Наманганский городской суд по уголовным делам смягчил ему наказание с учётом «отсутствия претензий у потерпевшей стороны, а также частичного признания вины подсудимым».
Согласно материалам дела, 13 октября 2022 года сотрудники Управления Службы государственной безопасности (СГБ) по Наманганской области задержали некоего гражданина Ф. Ф. (приводятся только инициалы – ред.) при перевозке сильнодействующих лекарств «Тропикамид» и «Регапен» и разместили его временно в следственном изоляторе ОВД Давлатабадского района. Позже выяснилось, что мужчина вёз препараты в Ташкент.
Несмотря на то, что дело задержанного было в ведении сотрудников СГБ, начальник Управления уголовного розыска УВД Наманганской области Умид Раупов, говорится в решении суда, 14 октября вошёл в камеру и для получения информации у задержанного с 03:31 по 03:57 «применял пытки и другие жестокие, бесчеловечные, унижающие достоинство виды обращения, избивал руками и ногами, нанёс телесные повреждения, пытал, незаконно оказывал психологические и физическое давление».
Согласно заключению судмедэкспертизы, у задержанного обнаружены кровоподтёки в области левого плеча, правого бедра, в боку, ушибы в правом бедре, отёк кисти. Экспертиза назвала повреждения лёгкими, «поскольку они не вызывают расстройство здоровья».
16 марта 2023 года Умиду Раупову, проживавшему в Ташкенте, предъявлено обвинение по части 1 статьи 206 (Превышение власти или должностных полномочий) и части 1 статьи 235 (Применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания) Уголовного кодекса Узбекистана.
Глава Управления уголовного розыска УВД Наманганской области на суде частично признал вину. Он согласился с обвинением по части 1 статьи 235 УК, но просил исключить из обвинения часть 1 статьи 206 УК. По его словам, он выполнял свои задачи по раскрытию преступления и пытался выяснить, у кого и откуда задержанный получил сильнодействующие препараты.
Супруга пострадавшего сообщила, что она и её супруг не имеют претензий к Умиду Раупову, а затем попросила суд смягчить ему наказание.
Суд посчитал, что обвинение по статье 206 УК (Превышение власти или должностных полномочий/наказывается штрафом от 150 до 300 БРВ (базовых расчетных величин – ред.) или лишением определённого права до 5 лет или обязательными общественными работами до 360 либо исправительными работами до 3 лет или ограничением свободы от 1 года до 2 лет или лишением свободы до 3 лет) было квалифицировано неправильно, и решил исключить её.
С учётом частичного признания вины, раскаяния и семейного положения подсудимого, суд смягчил наказание и приговорил сотрудника МВД к 3 годам ограничения свободы с лишением права работать в структуре органов внутренних дел в течение 3 лет. Наказание по этой статье предусматривает ограничение свободы от 3 до 5 лет либо лишение свободы от 3 до 5 лет с лишением определённого права, отмечает Газета.uz.
Пытки и «гуманный» приговор в Андижане
22 мая Ангренский городской суд по уголовным делам Ташкентской области 22 мая завершил рассмотрение дела о смерти заключённого в следственном изоляторе в Андижане, сообщила 14 июня пресс-служба Верховного суда Узбекистана.
Суд вынес приговор 13 лицам по делу о смерти заключённого в СИЗО №3 в Андижане. 6 сотрудников изолятора и 1 задержанный приговорены к тюрьме за жестокое избиение задержанного, который впоследствии скончался, остальные сотрудники, включая главу СИЗО и двух врачей, - к ограничению свободы.
Иллюстративное фото
21 марта 2022 года 31-летний Санжарбек Мамажонов скончался в СИЗО №3 Андижана. По признакам телесных повреждений для установления причин смерти Андижанская городская прокуратура в тот же день возбудила уголовное дело по пункту «д» части 3 статьи 104 (Умышленное тяжкое телесное повреждение, повлёкшее смерть потерпевшего) Уголовного кодекса.
Согласно материалам дела, Мамажонов был осуждён за кражу, но позже наказание заменили на исправительные работы. Из-за невыполнения исправительных работ суд вернул ему наказание в виде лишения свободы. Сотрудники пробации после медицинского осмотра перевели его в следственный изолятор.
Мамажонов был размещён в камере с другими задержанными. В ночь на 21 марта его здоровье ухудшилось, «он начал мешать другим сокамерникам», из-за чего его вывели из камеры. Шестеро сотрудников СИЗО предположительно избивали его руками, ногами и резиновыми дубинками под лестницей с 3:38 до 7:01 «за нарушение порядка в камере» и нанесли опасные для жизни телесные повреждения.
Пострадавшего, несмотря на необходимость медицинской помощи, удерживали в месте, где отсутствовали камеры видеонаблюдения.
Как отмечается в решении суда, чтобы скрыть следы преступления, сотрудники перевели Мамажонова из 49-й в 32-ю камеру. В 11:30 другой задержанный, находившийся в этой камере, избил пострадавшего. От полученных травм, нанесённых сотрудниками СИЗО и другим заключённым, Мамажонов скончался, биологическая смерть была зарегистрирована примерно в 15:05.
Перед смертью он был осмотрен начальником лечебно-профилактического отдела следственного изолятора Тухтакулом Алламатовым и врачом-психиатром Шукурилло Алимовым, которые «не дали объективной оценки внешним телесным повреждениям» и не предприняли мер для оказания помощи пострадавшему, который впоследствии скончался.
Согласно заключению комиссии, у осуждённого была закрытая черепно-мозговая травма, внутреннее кровотечение, перелом рёбер и другие травмы. Однако врачи не внесли в медицинскую карту информацию об этих телесных повреждениях.
Подсудимыми по делу проходили 12 сотрудников следственного изолятора №3 Департамента исполнения наказания при МВД, включая 2 врачей, и 1 заключённый:
Помощник начальника следственного изолятора №3, работавший в тот день начальником смены, Умиджон Абдурасулов (1985 года рождения);
Старший инспектор отдела обеспечения порядка СИЗО №3 Джавлон Режапов (1986);
Старший по корпусу отдела обеспечения порядка СИЗО №3 Зухриддин Шобурхонов (1974);
Старший по корпусу отдела обеспечения порядка СИЗО №3 Эльёрбек Рахмонов (1985);
Старший надзиратель отдела обеспечения порядка СИЗО №3 Мадаминжон Джамолов (1984);
Старший надзиратель отдела обеспечения порядка СИЗО №3 Сардорбек Ибрагимов (1986);
Старший надзиратель отдела обеспечения порядка СИЗО №3 Мансурбек Маматкаримов (1989);
Начальник СИЗО №3 Гуломжон Гоппоров (1976);
Старший оперуполномоченный отделения уголовного розыска СИЗО №3 Иномжон Имолдинов (1985);
Надзиратель отдела обеспечения порядка СИЗО №3 Джахонгир Мадаминов (1994);
Начальник отдела лечебно-профилактической помощи, врач СИЗО №3 Тухтакул Алламатов (1974);
Врач-психиатр отдела лечебно-профилактической помощи, врач СИЗО №3 Шукурилло Алимов (1980);
Заключённый, ранее судимый Джасурбек Усмонов (1998).
Судья Джахонгир Кулдашев признал Умиджона Абдурасулова, Джавлона Режапова, Эльёрбека Рахмонова, Мадаминжона Джамолова, Сардорбека Ибрагимова и Мансурбека Маматкаримова виновными по пункту «д» части 3 статьи 104 (умышленное тяжкое телесное повреждение, повлёкшее смерть потерпевшего) и части 1 статьи 206 УК (Превышение власти или должностных полномочий) и приговорил их к 4 годам лишения свободы с лишением права работать в системе органов внутренних дел в течение 1,5 лет.
Газета.уз обращает внимание на то, что пункт «д» части 3 статьи 104 УК предусматривает наказание в виде лишения свободы от 8 до 10 лет.
Зухриддин Шобурхонов, Иномжон Имолдинов, Джахонгир Мадаминов и начальник СИЗО №3 Гуломжон Гоппоров по пункту «а» части 3 статьи 207 УК (должностная халатность, повлёкшая смерть человека - наказывается ограничением свободы от 2 до 5 лет либо лишением свободы до 5 лет с лишением определённого права) получили по 3 года ограничения свободы с лишением права работать в системе органов внутренних дел в течение 1,5 лет.
Врач Тухтакул Алламатов по части 3 статьи 116 (Ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей, повлёкшее по неосторожности смерть человека - наказывается ограничением свободы от 2 до 5 лет или лишением свободы до 5 лет) получил 3 года ограничения свободы с лишением на 1,5 года права работать в должности врача, ответственного за здоровье и жизнь граждан.
Судья признал врача-психиатра Шукурилло Алимова виновным по части 3 статьи 116 (Ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей, повлёкшее по неосторожности смерть человека) и статье 228 (Изготовление, подделка документов, штампов, печатей, бланков, их сбыт или использование) и приговорил его к 3 годам и 1 месяцу ограничения свободы с лишением на 1 год права занимать ответственности должности или работать в должности врача, ответственного за здоровье и жизнь граждан.
Заключённый Джасурбек Усмонов признан виновным по пункту «д» части 3 статьи 104 (Умышленное тяжкое телесное повреждение, повлёкшее смерть потерпевшего) и приговорён к тюремному заключению на 4 года и 1 месяц. (То есть, чтобы выгородить преступных милиционеров, решено было всё списать на этого заключенного, сделать из него «козла отпущения».)
Пытки в Ташкентской области
Ранее, 6 июня, МВД Узбекистана сообщило о возбуждении уголовного дела и увольнении двух сотрудников ОВД Букинского района Ташкентской области, подозреваемых в пытках задержанного, который впоследствии скончался.
По данным министерства, 36-летний житель Юкори-Чирчикского района был задержан 3 июня сотрудниками органов внутренних из-за подозрений в причастности к ряду преступлений согласно части 3 статьи «Кража» УК РУз. Подозреваемый был помещён в изолятор временного содержания Букинского ОВД.
По данным МВД, 3 июня около 22:00 оперативники уголовного розыска доставили У.С. (приводятся только инициалы – ред.) в служебную комнату, а не в специальную комнату для допросов, и допросили его с нарушением процессуального порядка. (То есть, избили – ред.) В ходе допроса самочувствие подозреваемого ухудшилось и была вызвана «Скорая помощь». У.С. скончался после того, как его доставили в больницу.
«Согласно диагнозу назначенной первичной судебно-медицинской экспертизы установлено, что на теле У.С. имеются телесные повреждения», - говорится в сообщении.
В связи со сложившейся ситуацией на место происшествия выехала рабочая группа в составе заместителя министра внутренних дел Я.Абдулхакова, сотрудников Службы личной охраны МВД, сотрудников областной прокуратуры, осмотрела место происшествия. Были собраны показания у сотрудников, которые были свидетелями.
По данному факту на двух оперативных сотрудников ОВД было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 235 (Применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания) УК РУз. Они уволены со службы и задержаны в процессуальном порядке.
В сообщении МВД говорилось, что от занимаемых должностей были также освобождены начальник ОВД Букинского района А. Бабаханов, его первый заместитель В. Худайкулов, начальник отдела уголовного розыска Ж. Субанов, начальник следственного отдела Ж. Ачилов и ответственный сотрудник дежурной части Ш. Ибрагимов.
В тот же день появились новые подробности случившегося. Из информации, предоставленной изданию Kun.uz источником в органах внутренних дел, гражданину, скончавшемуся 4 июня в следственном изоляторе РОВД Букинского района, было 36 лет, он был отцом 4 детей и работал наемным рабочим. Результаты предварительного осмотра свидетельствуют о том, что в здании РОВД он подвергся пыткам, его били в живот и душили за шею.
«У погибшего обнаружен закрытый перелом левого ребра, закрытый перелом, кровотечение в окружающие ткани, большое количество кровотечений в брюшину, тонкую кишку и брыжейку кишечника, а также травмы в виде кровотечения в ткани щитовидной железы и подъязычной кости шеи», - сообщил источник Kun.uz.
Одного из сотрудников ОВД, подозреваемых в пытках до смерти отца четверых детей, зовут Дильшод (1985 г.р.), он старший оперуполномоченный ОВД Букинского района. Другого зовут Шахзод. Родился в 1992 году. С 2019 года работает оперативником отдела уголовного розыска Букинского РОВД.
Источник Kun.uz сообщил, что благодаря прямой и косвенной поддержке первого заместителя начальника областного ГУВД Артыка Худайбергенова, на многие противоправные действия сотрудников уголовного розыска области «закрывают глаза».
Артык Худайбергенов, на протяжении пяти лет возглавляющий уголовный розыск в ГУВД Ташкентской области, является сыном Турсинхана Худайбергенова, советника президента Узбекистана по устойчивому развитию Приаралья. (О нем мы писали в 2021 году в связи с рейдерским захватом «Молочной кухни».)
После гибели молодого мужчины из Юкоричирчикского района, в узбекском сегменте соцсетей распространилось видео, на котором видно, как его родственники, разгневанные произошедшим, явились к зданию ОВД Букинского района, а некоторые из них даже пытались проникнуть внутрь здания. Источники радио «Озодлик» сообщили, что погибший У.С. и его родственники являются представителями местного населения, принадлежащего к цыганской общине Букинского района.
Смерть в Ташкенте
21-летний узбекистанец, который был задержан 22 мая в Ташкенте и содержался в изоляторе отдела внутренних дел Чиланзарского района столицы, умер от травм, полученных при попытке побега, заявил 29 мая в своем телеграм-канале пресс-секретарь МВД республики Шохрух Гиясов.
По данным чиновника, узбекистанца задержали после проверки пассажиров автомобиля Gentra сотрудниками дорожно-патрульной службы. У одного из находившихся в машине людей обнаружили 53,52 грамма «гашиша». В отношении парня завели дело по статье 273 (Незаконное изготовление, приобретение, хранение и другие действия с наркотическими средствами, их аналогами или психотропными веществами с целью сбыта, а равно их сбыт) УК РУз.
Вечером задержанный по пути в служебную комнату Чиланзарского ОВД, расположенную на четвертом этаже здания, отпросился в туалет, а затем, по утверждению Гиясова, попытался сбежать через окно и при падении получил различные травмы головы и тела.
Как подчеркнул Гиясов, инцидент зафиксировали камеры видеонаблюдения.
Врачи центра экстренной медицинской помощи диагностировали у парня закрытую черепно-мозговую травму, перелом черепа, гематомы частей тела. 29 мая он умер от полученных повреждений. В связи с этим районная прокуратура начала доследственную проверку, подытожил пресс-секретарь МВД.
Издание Kun.uz, ссылаясь на родственников погибшего, сообщило, что его звали Хафизулла Тургунбаев, он был уроженцем Сурхандарьинской области. По словам родных, 22 мая им позвонил следователь из Ташкента и сообщил, что парень попытался сбежать, выпрыгнув из окна туалета на четвертом этаже; в результате Тургунбаева со сломанной ногой доставили в больницу.
Однако спустя неделю он скончался. Как затем уточнили правоохранители, после падения сурхандарьинец находился в коме 5-6 дней и умер, не приходя в сознание.
Но, как рассказал изданию родственник Тургунбаева, работница больницы сообщила ему, что у умершего не было переломов ни рук, ни ног, лишь повреждения головы и лица.
«Неужели человек, упавший с 4 этажа, даже руку не сломает? Да и представители ОВД ранее заявили, что у него сломана нога. Тело Хафизуллы было крупным, интересно, как он смог пролезть в окно туалета. Тем более, если туалет в здании ОВД», - поделился он своими сомнениями.
Он добавил, что врачи отказались давать оценку инциденту, согласившись выступать с показаниями только в суде.
В телеграм-канале Турон 24/7, недавно закрывшемся из-за угроз руководства органов внутренних дел Кашкадарьинкой области (возглавляет полковник Шухратжон Сотволиев) приводились дополнительные подробности относительно смерти Хафизуллы Тургунбаева.
«В тот день я разговаривал с одним из сотрудников больницы, который принимал Хафизуллу в больнице и помогал ему. По его словам, у пациентки не было симптомов падения с 4 этажа. У больного размозжение внутренних органов, ушиб/перелом в области правого ребра, гематомы от удара в нескольких отделах головного мозга (скопление крови в ткани головного мозга в результате удара), ушибы на руке (вероятно, след, оставшийся от связывания руки наручниками или чем-либо другим), [он был] в состоянии рвоты с кровью. После поступления несколько раз промывали желудок, каждый раз выходил сгусток с черной кровью. Больной перенес операцию из-за многочисленных гематом на голове и впал в кому. (…) Внутренние органы были ушиблены. (…) Если бы он упал с 4 этажа на ногу или на руку, он сломал бы конечность. Если бы упал головой [вниз], то сломал бы себе шею и умер бы на месте. Если бы он упал на другой бок, то как минимум сломал бы таз (…). Но у пациента не было ни одного из этих симптомов. По состоянию больного можно сказать, что в такое состояние он попал в результате побоев», - говорилось в публикации.
Статья по теме:
В Узбекистане по-прежнему пытают, - правозащитное общество «Эзгулик»