«Его выпустили на свободу по причине возмещения нанесенного ущерба», - сообщил журналистам его адвокат Арслон Шаймардонов. Без уточнения, кому он возместил ущерб, на какую сумму и почему его освободили уже через несколько месяцев после осуждения.
Напомним, что Юсупова задержали 10 мая 2019 года по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере (пункт «а» части 4 статьи 168 УК) и поместили в следственный изолятор СГБ. Через два дня Генпрокуратура объявила о предъявлении Юсупову обвинения в мошенничестве в особо крупном размере.
Надзорное ведомство известило, что с 2013-го по 2017-й год мошенник нагрел несколько граждан на 160 тысяч долларов. Заместитель начальника управления Генпрокуратуры Дониёр Рахматуллаев заявил прессе: «Ранее уголовное дело не возбуждалось из-за того, что потерпевшие не обращались с заявлениями». Предполагаемый мошенник убеждал своих визави в принадлежности к когорте узбекских чекистов и демонстрировал для этого пистолет Макарова.
Уже 12 мая в соцсети появилось его личное видеообращение, адресованное президенту Шавкату Мирзиееву (на момент публикации контент недоступен – ред.). Как выяснилось, видео было снято еще 25 сентября 2018 года и обнародовано младшим братом Мухаммадом. Давление на Саида-Абдулазиза, по его собственному заявлению, возникало всякий раз, когда он демонстрировал поддержку политике президента. «Против вашего имиджа создают несуществующих врагов, я пытался остановить это, но меня опять начали преследовать», - говорит герой видеосюжета, обращаясь к главе государства.
Нет сомнений в личной преданности Юсупова президенту. Он даже написал в честь него книгу «Новый Узбекистан – стратегия, развитие и либерализация», о позитивной политике Мирзиёева. 10 мая Юсупов якобы повёз эту книгу директору Национального центра по правам человека Акмалю Саидову, который обязался передать её главе государства в качестве подарка, однако был арестован.
Саид-Абдулазиз Юсупов
Если человек, пытаясь подольститься к президенту, пишет хвалебную книгу об осуществляемых им реформах, - он однозначно мошенник. По-другому просто не бывает. Предыстория задержания только подтверждает сие.
Если верить словам Юсупова, когда в феврале 2018 года он находился в отчаянии из-за травли, прокуратура возбудила против него первое уголовное дело. Тогда у руководителя фонда, по его уверению, даже украли из школы сына, чтобы заставить признать сфабрикованные доказательства. В судебном же порядке было доказано, что он «мошенническим путем, представляясь сотрудником СНБ, присвоил средства потерпевшего - гражданина Каньязова Т. К. в объеме 240 миллионов сумов (30 тысяч долларов)».
Юсупов сознался в преступном деянии, компенсировав нанесенный материальный ущерб, и «понес наказание» в соответствии с законом. Позитива от такого наказания, как ни странно, было много. По информации онлайн-издания Anhor.uz, фонд с солидными источниками финансирования и коррупционными возможностями Саид-Абдулазиз Юсупов возглавил (опять/вновь - неточно) в середине 2018 года. Получается, перед назначением он уже был под «колпаком» силовиков, там оставался вплоть до ареста и суда в 2019-м, пережив разборки и кадровую чехарду в СГБ.
Статьи обвинения и в 2018, и в 2019 не предусматривают рассмотрения дела в закрытом режиме. Поэтому то, что делалось втайне от общественности, можно объяснить следующим образом. Юсупов занимался вымогательством, но не просто выдавал себя за сотрудника СНБ/СГБ, а являлся им в действительности. Это объясняет, почему обвиняемого в мошенничестве держали в изоляторе спецслужбы, которая не занимается расследованием рутинных уголовных дел.
В октябре 2019 года закрытый суд приговорил Саида-Абдулазиза Юсупова к 6,5 годам тюремного заключения по статьям 167 («Хищение путем присвоения или растраты»), 168 («Мошенничество»), 211 («Дача взятки») и 28 («Виды соучастников преступления») Уголовного кодекса Узбекистана. После приговора он был этапирован из СИЗО в Таштюрьму, где и пробыл две недели.
Потом все чудесным образом изменилось. В январе появилась заметка в Gazeta.uz. Выяснилось, что теперь «Саид Абдулазиз Юсупов, осужденный за мошенничество журналист и одновременно бывший глава Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ и информационных агентств, является сотрудником пенитенциарного управления Министерства внутренних дел Узбекистана». Оказалось, бывший «главный защитник» СМИ избавился от прессинга, организованного деструктивными силами, и доволен жизнью в спецбольнице для заключенных, именуемой в народе Сангородом. Очевидно, этим обстоятельством и объяснялся его цветущий вид (смотреть на фото).
Как рассказал адвокат Арслон Шаймардонов, «журналист должен был выйти на свободу после возмещения ущерба в рамках рассмотрения кассационной жалобы в суде в ноябре-декабре, но этого не произошло «по техническим причинам».
А вот о заключенном 36-летнем Максиме Козашвили никто ничего не расскажет и не напишет. Мужчина отбывает срок в бухарской колонии, вызывая ненависть у караульных за свою немощность. За кражу старенького велосипеда в 2018 году Максима осудили на шесть лет, на допросах отбили почки и поломали ноги, просто так, потому что он сразу сознался в воровстве. Сам виноват: книг о президенте не писал, не работал в фонде, украл мало и не дружил с правильными чекистами…
Статьи по теме:
В Ташкенте в закрытом режиме судят бывшего председателя фонда поддержки СМИ
Председателя Фонда поддержки СМИ в изоляторе обрили и, похоже, всё-таки подвергли пыткам
Генпрокуратура Узбекистана опровергает сообщения о пытках арестованного главы Фонда поддержки СМИ
Автор подхалимской книги о Мирзиёеве подвергается пыткам
В Сети появилось видеообращение арестованного накануне главы Фонда поддержки СМИ Узбекистана