И самое интересное здесь то, что изготавливают и продают эту бурду не только разные нелегальные «цеховики», но сами владельцы некогда государственных заводов, неизвестно каким образом перешедших к ним в руки.
Иллюстративное фото из интернета
В ноябре 2023-го самаркандское издание Зарньюс уведомило, что областным управлением Генеральной прокуратуры и сотрудниками правоохранительных органов в доме жителя Самарканда было обнаружено 25.000 единиц водки «Водка Русская премиум», 9.000 единиц коньяка «Самарканд», 8.760 единиц вина «Портвейн 53» и 468 единиц коньяка «Старый Самарканд», обклеенных фальшивыми акцизными марками.
В ходе следствия выяснилось, что алкогольную продукцию гражданину «подарил» заместитель директора АО «Самаркандский винный комбинат имени Ховренко» (производство на территории этого комбината действует с 1868 года). При проверке склада АО было установлено, что на нем имелось 8.940 единиц вина «Портвейн 53» с поддельной акцизной маркой, 5.000 крышек, 9.000 этикеток и 20.150 бутылок спирта.
По факту обнаружения подделок было заведено уголовное дело по статьям 176 (Изготовление фальшивых денег, акцизных марок или ценных бумаг, их передача) и 186-1 (Незаконное производство или оборот этилового спирта, алкогольной продукции и табачных изделий). О качестве поставленной с завода продукции не сообщалось, однако вряд ли она была настоящей. Этот случай хорошо иллюстрирует отношение руководства завода имени Ховренко к его истории и репутации.
Иллюстративное фото из интернета
К сожалению, подобная картина наблюдается не только в Самарканде.
Становление брендов происходит долго, а умирают они быстро. В 1990-е в Узбекистане «почила» марка коньяка-бренди «Халкабад», выпускавшегося в Янгиюльском районе Ташкентской области: вместо оригинального продукта магазины заполонили ящики с тошнотворным спиртосодержащим пойлом. В 2000-е этот же путь повторила марка коньяка «Самарканд», а в конце 2010-х – «трехзвездочный» коньяк «Узбекистан», производящийся на ОАО «Комбинате Ташкентвино», основанном в далеком 1867 году. То есть, из всех этих марок бренди последняя продержалась дольше остальных. Но лет пять назад «приказала долго жить» и она, хотя узкие бутылки с содержимым цвета чая до сих пор в продаже. Последним «пал» самаркандский же коньяк «Филатов» - партии конца прошлого года уже малоупотребительны.
Иллюстративное фото из интернета
Прошло уже четыре года с тех пор как наше издание обратило внимание на эту проблему и попросило прокомментировать ситуацию директора по финансам АО «Комбинат Ташкентвино» Икрама Ниязметова. Ему был задан, в частности, вопрос о том, кто занимается распространением поддельного коньяка «Узбекистан» и как завод с этим борется.
Отвечая на него Икрам Ниязметов отметил, что предприятие дорожит своей репутацией как поставщика высококачественных алкогольных напитков. По его словам, нарушителями в основном выступают частные лица, которые подпольно, кустарным способом изготавливают (как правило, небольшими партиями) не отвечающую требованиям легального производства продукцию и сдают оптом в торговые точки на реализацию, слегка сбавив цену.
Он высказал предположение, что причина распространения подделок кроется в постоянном увеличении рядов «подпольщиков», поскольку наказание не соответствует масштабам наносимого ими вреда. Чтобы подвергать себя в меньшей степени риску, готовую алкогольную продукцию лучше приобретать в ташкентской сети магазинов «Виноград», которая является главным распространителем продукции комбината.
Буквально через неделю после этого разговора стало понятно, что директор по финансам АО «Комбинат Ташкентвино» Икрам Ниязметов банально соврал: коньяк «Узбекистан», купленный по его совету в магазине сети «Виноград» оказался отвратительной подделкой, совершенно непригодной к употреблению. Другими словами, в обмане потенциальных покупателей принял участие представитель руководства завода.
Иллюстративное фото из интернета
Почему так происходит, в целом понятно. Настоящий коньяк должен готовиться из высококачественного спирта, несколько лет отстаиваться в дубовых бочках, то есть его изготовление весьма непросто, и дешевым он не может быть по определению. И, видимо, люди, которые каким-то непонятным для широкой общественности образом стали собственниками созданных еще в советское и досоветское время заводов по производству алкогольных напитков, решили, что производство суррогата на тех же мощностях принесет гораздо больше прибыли. Какие-либо проверки их не касаются и на ведущейся деятельности не отражаются, поскольку понятно, что эти люди не с улицы, а связаны с правительством или «крышуются» им (а правительство, если кто забыл, - это фактически два человека: Шавкат Мирзиёев и его премьер-министр Абдулла Арипов).
В 2021 году менеджер товарной группы «Алкогольная продукция» компании CRPT-Turon Тимур Иргашев рассказал изданию Podrobno.uz, как его организация осуществляет проект по цифровой маркировке, направленный на защиту потребителей.
По его словам, всё началось с выходом в ноябре 2019 года постановления Кабинета Министров «О проведении пилотного проекта по поэтапному внедрению процедуры маркировки продукции посредством идентификации и дальнейшего отслеживания». Покупатели сами могут проверить, какую продукцию они приобретают. Для этого нужно скачать в Google Play или App Store бесплатное мобильное приложение Asl Belgisi и отсканировать цифровой код на упаковке. Он содержит информацию о производителе и движении товара от завода до розничной точки.
Иргашев сообщил, что по состоянию на сентябрь 2021-го маркировкой выпускаемых напитков занимаются производители и импортёры крепкого алкоголя, в том числе АО «Комбинат Ташкентвино».
Иллюстративное фото из интернета
Как видим, в случае с изготовлением «коньячной» бурды это не помогло, и руководство комбината по-прежнему продолжает ее гнать на продажу. И мы не сомневаемся, что на претензии к качеству предсказуемо получим ответ, что они не могут контролировать каждую торговую точку, владельцы которых, якобы закупают бутылки с суррогатом где-то на стороне.
Подводя итог, отметим: поддельную «коньячную продукцию» в Узбекистане купить вполне можно, а вот произведенный в стране коньяк-бренди точно нет. В сети иногда упоминается, что на заводах изготавливаются небольшие партии качественного коньяка для «своих», но в широкую продажу они, как правило, не поступают.
Статья по теме:
В преддверии Нового года узбекистанский рынок заполнили поддельные коньяки