Шаблонная статья
По версии правоприменителей, 12 июня, «войдя в доверие предпринимателей, занимающихся неформальной торговлей в торговом комплексе «Коканд Истиклол» («Коканд Независимость» - ред.), пвозбуждая у них настроения недовольства, разместил в своих каналах в социальных сетях негативные статьи о работах по реконструкции в торговом комплексе».
«Кроме того, блогер пытался получить путём вымогательства финансовые средства у должностных лиц торгового комплекса ООО «Коканд Истиклол». В обмен на нераспространение подготовленного им материала «Коканд - правовое демократическое или шариатское управление?» он (…) потребовал 10 тысяч долларов, в общей сложности получил от них 7500 долларов и был задержан при получении оставшихся 2500 долларов», - говорилось в сообщении УВД.
В тот же день Кокандский городской суд по уголовным делам принял решение о заключении Олимжона Хайдарова под стражу.
Этим документом поделился с интернет-изданием Газета.uz младший брат блогера Салимжон Хайдаров.
Олимжон Хайдаров, фото из Фейсбука
В решении Кокандского городского суда по уголовным делам говорится, что блогер подготовил критический видеоматериал о сокращении площади торговых рядов из-за расширения между ними расстояния для проезда пожарных машин (в июне на рынке был крупный пожар, из-за узких проездов не могли проехать пожарные расчёты).
Хайдаров, утверждается в документе, грозил опубликовать видеосюжет, после чего сотрудники МВД должны были начать проверять торговый комплекс. В решении суда говорится, что блогер сначала получил 5000 долларов, а затем вымогал ещё 5000.
23 июля Олимжон Хайдаров, согласно документу, встретился с заявителем О. Хасановым в Багдадском районе Ферганской области и получил 2500 долларов. Его задержали 29 июля во время второй встречи с Хасановым, который, говорится в решении суда, передал ещё 2500 долларов за нераспространение подготовленной им информации.
Заместитель прокурора Коканда М. Отабоев, принимавший участие в судебном заседании, заявил, что блогер подозревается в совершении преступления по пункту «б» части 2 статьи 165 («Вымогательство») УК РУз Он попросил заключить подозреваемого под стражу, поскольку это преступление считается тяжким, а Хайдаров на свободе может уклоняться от следствия и суда, а также помешать «установлению правды».
Судья К. Абдуллаев удовлетворил просьбу прокурора, и принял решение о заключении под стражу блогера в 10-м следственном изоляторе.
Салимжон Хайдаров сообщил журналистам, что его брат объявил голодовку. По его словам, «близкие очень обеспокоены» ситуацией.
«О задержании моего брата мы узнали из социальных сетей. Потом он смог позвонить из Кокандского ОВД. Он рассказал, что, когда разговаривал со знакомым на улице в Багдадском районе, к ним подошли сотрудники внутренних дел, скрутили ему руки за спиной, бросили деньги в машину брата и заставили его коснуться их руками», - приводит Газета.uz слова Салимжона Хайдарова.
29 июля сотрудники ОВД провели обыск в доме блогера, в Куштепинском районе Ферганской области. Они забрали принадлежащие ему два компьютера, сувенирный нож и старые телефоны.
По словам Салимжона Хайдарова, родственники не верят, что блогер занимался вымогательством. «До сих пор мы не слышали, чтобы мой брат брал у кого-то деньги и работал. Раньше он брал деньги в доме, чтобы сводить концы с концами», - сказал он.
В качестве адвоката Олимжона Хайдарова привлечён Дильшод Джураев из Ташкента.
В конце июня Хайдаров в своём телеграм-канале отмечал узость базарных рядов, по которым не сможет проехать пожарная машина. 12 июля он опубликовал в своем телеграм-канале статьи о торговом комплексе в Коканде. Блогер сообщал что около двух тысяч предпринимателей могут остаться без места после реконструкции рынка. По его словам, до пожара они торговали между торговыми рядами у дороги, которая была разделена между продавцами. Хотя здесь торговать было запрещено, администрация рынка якобы дала разрешение на торговлю в обмен на деньги, которые «не шли в бюджет», - с ними не заключали договор аренды.
После пожара предпринимателям могут запретить торговать у дороги, поскольку ранее хокимият (администрация – ред.) якобы обвинил их в пожаре на рынке. При этом в рамках реконструкции для этих торговцев не предусмотрены места в торговых рядах.
Отметим со своей стороны, что версия прокуратуры и МВД не слишком правдоподобна: вряд ли блогер стал бы просить деньги за молчание, если он постоянно публиковал те же самые сведения в своём телеграм-канале. При этом хорошо известно, что МВД постоянно занимается фабрикацией дел по заказу властей, о чем наше издание неоднократно рассказывало. Подбрасывание денег в машину или прямо в руки и ранее практиковалось в отношении тех, которых власти хотели посадить (активистов и оппозиционеров).
Обвинение же в вымогательстве – это просто «типовая» статья для расправы с критиками режима и его местных назначенцев.
Так что, если на суде не будут продемонстрированы кадры оперативной съемки, где арестованный блогер сам берет в руки деньги, можно будет не сомневаться, что перед нами преступная фабрикация.
«Удобная статья, можно всех неугодных блогеров посадить. (…). Такую же историю видели с [блогером] Абдукадыром Муминовым», - прокомментировал происходящее читатель Газеты.uz.
«Уже третий блогер-вымогатель, которого задерживают с помощью масок-шоу. Начинаю задумываться, что в нашей стране действует ОПГ из блогеров, которые пытаются расшатать наше мирное небо и нарушить широкомасштабные реформы Третьего Ренессанса», - отреагировал другой интернет-пользователь.
Прошлогодняя фабрикация
В конце 2022 года Олимжон Хайдаров был оштрафован на 21 миллион сумов ($1860 – ред.) по обвинениям в нарушении порядка организации и проведения митингов и распространении ложной информации. В начале декабря он опубликовал видео протеста рабочих завода по производству гипса Albus в Фергане, которые заявили, что из-за отключения газа в организациях района десять тысяч жителей остались без работы. После этого семь рабочих были арестованы на 5-10 суток за «хулиганство» и «нарушение порядка организации собраний, митингов или демонстраций». Решение о признании блогера виновным по вышеуказанным статьям 12 декабря вынес суд по уголовным делам Узбекистанского района Ферганской области, о чем сообщила пресс-служба Верховного суда.
13 декабря пресс-служба УВД Ферганской области опубликовала некоторые подробности дела.
Как и можно было предположить, милицейское ведомство занялось не возникшей проблемой, а тем, кто решил привлечь к ней общественное внимание.
В сообщении утверждалось, что блогер распространил видео «с несоответствующими действительности комментариями, в которых утверждается, что дефицита газа на других заводах нет, что к этому вопросу имеют отношение чиновники».
По уверению ведомства, 11 декабря работники (приводились инициалы четырех человек) обратились с заявлением и сообщили, что 4-6 декабря на завод пришёл Олимжон Хайдаров, представившийся блогером-журналистом, который якобы заявил, что завод в ближайшее время прекратит деятельность из-за отключения от газоснабжения, в результате рабочие останутся без работы и заработка.
Блогер, сообщили заявители, предложил работникам собраться, устроить протест и записать видеообращение, и тогда газ на заводе могут подключить.
«Кроме того, из материалов дела установлено, что О. Хайдаров обучил, как именно снимать на видео протест, сказал, что некоторые участники не могли достаточно хорошо говорить, поэтому должны говорить другие, призывал демонстрантов говорить агрессивно, участвовал в планировании этой демонстрации через повторные дубли. 6 декабря, хотя он и не принимал непосредственного участия, он общался со специалистом по съёмке протеста, организовывал его работу и распространил готовые видеоматериалы через свой канал», - говорилось в сообщении УВД.
По данным управления, заявители просили принять законные меры против Олимжона Хайдарова, который «призвал их нарушить закон».
В пресс-службе УВД назвали ложным заявление Хайдарова о том, что некоторые предприятия продолжают получать газ из-за связи с чиновниками, которые «им покровительствуют». В частности, приводился пример с заводом Knauf, который на самом деле был отключён от газоснабжения 29 ноября, говорилось в сообщении.
Суд признал блогера виновным в совершении правонарушений, предусмотренных 1-й частью статьи 201 (Нарушение порядка организации, проведения собраний, митингов, уличных шествий или демонстраций) и 2-й части статьи 202-2 (Распространение ложной информации) КоАО РУз. В порядке статьи 34 КоАО (Применение административного взыскания за совершение нескольких правонарушений) на Хайдарова был наложил штраф в размере 70 базовых расчетных величин.
Напомним, что статья 202-2 была введена в КоАО в декабре 2020 года; тогда же статья «Распространение ложной информации» появилась и в Уголовном кодексе.
Блогер был обвинен в нарушении второй её части – «распространение ложной информации, в том числе в средствах массовой информации, сетях телекоммуникаций или всемирной информационной сети Интернет, содержащей угрозу общественному порядку или безопасности». Однако видео о проходящей протестной акции не может считаться угрозой общественному порядку или безопасности, то есть, речь идет о фабрикации дела против критика местной власти, иначе говоря, об организованном преступлении с участием МВД, прокуратуры и судей.
201-я статья еще более явно была притянута за уши – ведь блогер не организовывал и не проводил митингов, уличных шествий или демонстраций.
Более того, несмотря на наличие в КоАО определенного наказания за «нарушение порядка организации собраний, митингов, уличных прогулок или демонстраций», сам этот порядок в законодательстве не прописан, что в 2021 году признал даже бывший министр юстиции Русланбек Давлетов. То есть, блогера осудили за несуществующее правонарушение.
Задержание Олимжона Хайдарова неизвестными в масках 29 июля 2023 года. Фото из соцсетей,
Депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Расул Кушербаев (в декабре 2022-го сложил с себя депутатские полномочия) 14 декабря написал что порядка организации собраний, митингов или демонстраций не существует.
«Просим суд сообщить и разъяснить известный им «порядок организации и проведения митингов, собраний, уличных шествий или демонстраций“, чтобы другие не нарушили этот порядок. Если [суд] установил, что [блогер] нарушил порядок, значит, этот порядок известен суду», - отметил он, добавив, что ожидает ответа Верхового суда.
Вслед за этим Расул Кушербаев опубликовал новый пост, в котором назвал привлечение к ответственности по несуществующему порядку незаконным.
Депутат высказал мнение, что судья не только нарушил закон, но и нарушил права гражданина и клятву судьи. Он отметил, что в решении не даётся разъяснения того, на каком основании гражданин был привлечён к ответственности по статье 201.
Расул Кушербаев напомнил, что согласно статье 231 Уголовного кодекса вынесение заведомо неправосудного приговора, решения, определения или постановления наказывается ограничением свободы от 2 до 5 лет либо лишением свободы до пяти лет.
В то же время, продолжил он, сотрудники органа внутренних дел, подготовившие административное дело, и суд заведомо знали об отсутствии в законодательстве порядка проведения собраний, митингов и демонстраций и о невозможности наказания граждан по статье 201 за нарушение этого порядка. «Однако, несмотря на это, было вынесено несправедливое решение», - написал депутат.
«Исходя из этого, действиям всех сотрудников, участвовавших в подготовке материалов в рамках данного дела, а также судьи, должна быть дана правовая оценка в рамках нарушения закона, предусмотренного статьёй 231 Уголовного кодекса», - отметил Расул Кушербаев.
Адвокат Абдумалик Абдуллаев отметил что статья 201 КоАО (Нарушение порядка организации, проведения собраний, митингов, уличных шествий или демонстраций) считается бланкетной нормой, т. е. не содержащей правил поведения, а отсылающей к правилам, определяемым законодательством, государственными органами, общественными организациями или локальными актами.
По сообщению Газеты.uz, министерство внутренних дел в июне 2019 года и в августе 2021 года публиковало проект закона «О митингах, собраниях и демонстрациях». В последней версии предлагалось проводить мероприятия в рабочее время, в течение двух часов и на расстоянии не ближе 300 м от административных зданий. Срок подачи заявки на проведение предлагалось установить в 15 рабочих дней. Закон до настоящего времени не был принят. О его обсуждении депутатами не сообщалось, отмечает издание.
«Был дома»
Олимжон Хайдаров полностью отрицал свою вину. «Меня обвинили в том, что я подготовил видео, обучил их, как говорить, и распространил видео, что и было основанием [для привлечения к ответственности] по статье 201, хотя я был в тот день дома. Но какими-то путями против меня получили заявления», - цитировала его Газета.uz.
Блогер сообщил, что основанием для обвинения по части 2 статьи 202-2 КоАО стали его слова под публикацией «в Шурсув работают 10 тысяч человек» и «на открытие Knauf приходил премьер-министр [Абдулла] Арипов, люди говорят, что завод связан с премьером».
«Суд выслушал всех и признал меня виновным по обеим статьям… Я почувствовал, что материалы готовились не к штрафу, а к 15 суткам ареста, но для этого не смогли предоставить достаточно доказательств», - отметил он.
Хадаров также подверг критике деятельность Агентства по информации и массовым коммуникациям (АИМК), которое, по его словам, не поддержало представителей СМИ.
«Вчерашняя ситуация, когда я вёл журналистскую деятельность в Узбекистанском районе, - это прямая попытка полностью задушить свободу слова. То, что меня насильно увезли с места, где я вёл свою журналистскую деятельность - журналистское расследование, без каких-либо оснований, без всякого повода, то, что заявления были заранее подготовлены с клеветой и ложью против меня, то, что меня и моего оператора удерживали в здании ОВД семь часов без каких-либо законных оснований - это не что иное, как удушение свободы слова», - высказался он по этому поводу.
Статьи по теме:
Почему перестала работать группа «Законность и беззаконие чиновников Узбекистана»
Самаркандский блогер Руслан Хаирнуров арестован за публикацию о коррупции
Боровшегося с коррупцией блогера Отабека Саттори приговорили к 6,5 годам лишения свободы
Власти Узбекистана фактически поддержали террористическое нападение на блогера Миразиза Базарова