Главным стимулом пойти на референдум, пожалуй, стала поправка, касающаяся первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, а точнее - вычеркивающая его из Конституции.
Тут следует пояснить, что в самом первом варианте Конституции Казахстана, принятом на референдуме 30 августа 1995 года в главе «Заключительные и переходные положения» в пункте 2 статьи 91 говорилось следующее: «Установленные Конституцией унитарность и территориальная целостность государства, форма правления Республики не могут быть изменены».
Однако в марте 2017 года, когда у действующего на тот момент президента Нурсултана Назарбаева помимо многочисленных наград и орденов был уже статус Лидера нации, статью 91 Конституции немного изменили. Причем, поправки эти были внесены без учета мнения народа. Никакого референдума не проводилось.
3 марта 2017 года законопроект поступил на обсуждение в парламент - его обсудили на совместном заседании Комитетов мажилиса (нижней палаты парламента) и сената (верхней палаты парламента). Кстати, председателем совместной комиссии, которая рассматривала законопроект, на тот момент был Нурлан Абдиров (на прошедшем 5 июня референдуме он был председателем Центральной комиссии референдума). Но вернемся к 2017 году. 6 марта, то есть спустя 3 дня законопроект поступил на обсуждение на совместное заседание обеих палат парламента, которое длилось меньше часа: депутаты единогласно проголосовали за внесение изменений в Конституцию. 10 марта законопроект был подписан Назарбаевым.
После внесения изменений пункт 2 статьи 91 стал выглядеть весьма комплиментарно по отношению к Назарбаеву: «Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности Республики, заложенные Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы, и его статус являются неизменными».
Но «являются неизменными» - это не про Казахстан. После январских событий, к которым оказались причастны люди из ближайшего окружения Нурсултана Назарбаева, доминирование первого президента во всех сферах жизнедеятельности республики исчезло. Его родственников и соратников стали увольнять с занимаемых должностей, а то и вовсе привлекать к уголовной ответственности.
В конечном счете добрались и до самого Первого президента. Так, 5 мая, когда стало известно о проведении референдума по внесению поправок в Конституцию, выяснилось, что самому Назарбаеву в ней больше нет места. Среди поправок, предложенных преемником Назарбаева Касым-Жомартом Токаевым, была и та, что касалась пункта 2 статьи 91. в частности, было предложено исключить все, что касалось Лидера нации: …«пункт 2 изложить в следующей редакции: «Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, основополагающие принципы деятельности Республики являются неизменными», - говорилось в проекте конституционных поправок.
Именно это и стало основной мотивацией для граждан принять участие в референдуме.
Справедливости ради, стоит отметить, что были и другие немаловажные поправки, импонирующие населению. К примеру: переход от суперпрезидентской к президентской республике, что означает снижение уровня власти президента и усиление власти парламента и правительства; запрет президенту (нынешнему и будущему) членство в какой-либо партии на момент исполнения обязанностей; запрет родственникам президента занимать должности в государственном и квазигосударственном секторах. Кроме того, было предложено переименовать Счетный комитет в Высшую аудиторскую палату с соответственным расширением функций и полномочий. А также создать Конституционный суд, который как институт сейчас в Казахстане отсутствует.
Нурсултан Назарбаев
Примечательно, что незадолго до референдума Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с интервью, в котором горячо поддержал предложенные конституционные поправки:
«Я всегда подчеркивал, что Основной закон страны – это не застывший правовой реликт, а живой механизм, отражающий жизнь казахстанского общества, перемены, происходящие в нем. Изменения вносились и ранее. В целом, я считаю, что каждое поколение имеет право вносить изменения в Основной закон, если это является насущным велением времени и будет способствовать прогрессу, демократическому развитию общества. В 2019 году я сделал осознанный шаг и несмотря на возражения многих сам ушел с поста главы государства. Ушел на пике народной поддержки моего курса. О чем свидетельствуют последние президентские выборы в 2015 году, когда я получил 97,7% голосов избирателей. В соответствии с Конституцией я передал свои полномочия Президента Председателю Сената Касым-Жомарту Кемелевичу Токаеву. На последующих всенародных выборах он одержал победу. Все эти годы я всячески поддерживал его действия по реформированию и дальнейшему развитию нашей страны. Можете не сомневаться, что поддержу и в этот раз», — пообещал Назарбаев.
И обещание свое сдержал. 5 июня он действительно пришел на участок №115 и проголосовал по вопросу о внесении поправок в Конституцию. Поддержал он поправки или выступил против - неизвестно. На официальном сайте Елбасы по этому поводу опубликована лишь короткая новость, что он сходил на участок.
Что касается Токаева, то, по его словам, 5 июня стало важным историческим днем для Казахстана.
«Народ принимает судьбоносное решение. Никакого принуждения нет. Референдум организован на высоком уровне», - отметил президент.
Отсутствие принуждения и нарушений подтвердили и наблюдатели из стран СНГ.
«Были немногочисленные и незначительные нарушения, имеющие скорее технический, чем принципиальный характер, которые, по мнению миссии, не могли оказать влияния на результаты референдума. Процедура голосования проходила в соответствие с действующим законодательством. Миссия наблюдателей от СНГ считает, что референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан прошел на высоком организационном уровне», - заявил по этому поводу глава Миссии наблюдателей от СНГ Леонид Анфимов.
Что касается явки, то самая низкая активность граждан была зафиксирована в Алматы — здесь участие в референдуме приняли всего 33,3% граждан, включенных в списки голосующих. Это наглядно свидетельствует о том, что Алматы продолжает оставаться сам протестным регионом Казахстана.
Статья по теме: