Примечательно, что в независимом Узбекистане подобное произошло вообще впервые, хотя за короткий период президентства Шавката Мирзиёева из тюрем на свободу вышел уже не один десяток «политических» и «религиозных» заключенных, отсидевших многие годы по сфабрикованным делам, и ни одного из них реабилитация не коснулась.
Впрочем, для измученных узников в первую очередь был важен сам факт освобождения, поскольку во времена правления покойного президента Ислама Каримова об этом нельзя было даже и помышлять. Не говоря уже о возможности публичного признания «ошибок» судебно-правовой системы (на что и указывает акт реабилитации).
Что послужило причиной пересмотра дела чиракчинского хокима Каюмова (с запоздалой формулировкой «не виновен»), не уточняется. В 2008 году, в год заключения его под стражу, местные СМИ дружно утверждали, что «абсолютное большинство эпизодов уголовного дела, возбужденного в отношении Нуруллы Каюмова, нашло свое подтверждение».
Экс-хокиму тогда был предъявлен целый пакет обвинений финансово-экономического свойства, в частности, по статьям 167 («Хищение путем присвоения или растраты»), 205 («Злоупотребление властью или должностными полномочиями»), 209 («Должностной подлог»), 210 («Получение взятки») РУз, и в итоге он получил 12 лет.
По мнению «либерального» издания, реабилитация Каюмова – результат нового указа президента Мирзиёева о дальнейшем реформировании судебно-правовой системы, стартовавшего в октябре 2016 года, что позволило апелляционной комиссии уголовного суда Кашкадарьинской области 23 ноября минувшего года провести новое заседание для снятия всех надуманных обвинений и оправдания «незаслуженно осужденного» чиракчинского хокима. Теперь он, если пожелает, даже может вернуться на свою прежнюю должность.
В статье подчеркивается, что дело было сфабриковано теми органами, которые при желании могут найти основание, чтобы «посадить даже столб». За то время, пока незаконно осужденный Каюмов находился в СИЗО, у него скончалась мать, а ему даже не дали с ней попрощаться, один из родных братьев перенес инфаркт, а другой ушел из жизни, говорится в публикации.
При этом возникает ряд резонных вопросов: а почему реабилитацию применили только к единственному человеку, когда таких пострадавших – десятки, а может, и сотни? И почему до сих пор не наказан ни один из следователей, судей и других «правоохранителей», принимавших решения, угодные кому-то со стороны?..
Напомним, Нурулла Каюмов возглавлял Чиракчинский район Кашкадарьинской области в 2004-2007 годах.