Фестиваль прошел под лозунгом «Новое старое черно-белое кино». С одной стороны, все семь фильмов, представленных в рамках фестиваля, старые, поскольку были сняты Трофимовыми в Ташкенте и его окрестностях в период с 1990 по 1993 годы (в 1994 году чета перебралась в Россию). С другой, для большинства ташкентцев и даже искушенных деятелей искусства, посетивших показ в качестве зрителей, – новые, ранее ими не виденные.
Анжела Трофимова среди зрителей 28-го фестиваля
Особенностью творчества Трофимовых, где Дмитрий был оператором и монтажером, а Анжела – неизменной актрисой, является неспешность и даже медитативность зрительного ряда. Явное драматургическое повествование в них отсутствует, а есть череда образов, несущих, благодаря используемой классической музыке и цикличному монтажу, определенные настроения – чаще безрадостные и даже угнетающие.
В общем-то, все эти фильмы, в начале 90-х годов прошлого века неизменно получавшие главные призы на европейском фестивале неформального кино «UNICA», являются ярким примером направления «Параллельное кино», существовавшего с середины 80-х до, приблизительно, конца XX века, и ставшего предшественником современного видео-арта. Яркий пример постмодернизма – так охарактеризовал фильмы Трофимовых присутствовавший на фестивале ташкентский художник и диссидент Вячеслав Ахунов.
Анжела Трофимова
В текущем году фестивалю VideoART.uz – десять лет. Созданный в 2007 году по инициативе ташкентского кинорежиссера Олега Карпова на базе «Музея кино» после закрытия этой площадки фестиваль стал «кочующим», то есть перемещался из одного зала в другой. А в 2013 году он, как тогда казалось, ненадолго, а в итоге на целых четыре года, по ряду причин прекратил свое существование. И вот теперь можно с уверенностью сказать о его воскрешении.
«Сейчас накопилось достаточное количество новых ярких фильмов ташкентских видеоартистов, поэтому вновь возникла потребность в проведении таких фестивалей хотя бы раз в месяц, – говорит Олег Карпов. – Хотя по-прежнему это не так просто: никто не спешит предоставить нам, титулованным диссидентам, свою площадку, поскольку наших фильмов как раньше боялись, так и сейчас боятся – по принципу, что кому-то наверху это может не понравиться».
Кадр из фильма Трофимовых «В лесу»
«Пространство Ташкента мне напоминает Аральское море: идет общее засыхание и в то же время какие-то проблески, лужи образовываются, - считает поэт и прозаик Рифат Гумеров. – Одним из таких проблесков стал прошедший в субботу фестиваль, на котором не было ни одного лишнего человека – каждый из них имеет значение в культурной жизни Ташкента. И для многих было открытием творчество Дмитрия и Анжелы Трофимовых. На фоне видеоартистов, скажем, из соседнего Кыргызстана, которые палец об палец не стукнут, не получив гранта, Трофимовы, как, впрочем, и все их современные последователи в условиях жесткого палящего солнца и мягкой деспотии создавали и продолжают создавать фильмы на голом энтузиазме, и это не может не радовать».