Кто должен возглавить Узбекистан в случае серьезной болезни или смерти президента?

Понедельник, 29 Августа 2016

Итак, официально заявлено, что 78-летний президент Узбекистана «находится на стационарном лечении», хотя для его лечения приглашены из-за рубежа лучшие медики. Это свидетельство того, что у Ислама Каримова не насморк и не расстройство желудка, а нечто посерьезнее. По некоторым данным, он перенес инсульт, а это в его возрасте и при наличии букета других хронических заболеваний весьма серьезное обстоятельство. При инсульте возможны паралич, искажение речи, что усложняет выполнение президентом своих полномочий.

Нигматулла Юлдашев

Нигматулла Юлдашев

Естественно, о возвращении в «Ок Сарай» не может быть и речи в течение нескольких месяцев, но страна нуждается в главе государства. На сей счет обычно прописываются соответствующие протоколы.

В частности, в 96-й статье Конституции отмечено следующее: «При невозможности исполнения действующим Президентом Республики Узбекистан своих обязанностей его обязанности и полномочия временно возлагаются на Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, с проведением в течение трех месяцев в полном соответствии с Законом «О выборах Президента Республики Узбекистан» выборов Президента страны» (статья 96 в редакции Закона Республики Узбекистан от 18 апреля 2011 года № ЗРУ–284 - СЗ РУ, 2011 г., № 16, ст. 159).

Ранее эта статья звучала иначе: «Если Президент Республики Узбекистан по состоянию здоровья, подтвержденному заключением Государственной медицинской комиссии, образуемой Олий Мажлисом, не может исполнять свои обязанности, в десятидневный срок на чрезвычайном заседании Олий Мажлиса из числа депутатов на срок до трех месяцев избирается временно исполняющий обязанности Президента Республики Узбекистан. В этом случае в трехмесячный срок должны быть проведены всенародные выборы Президента Республики Узбекистан».

Есть разница - избрать ВРИО президента из числа депутатов и лишь после заключения Госмедкомиссии, или сразу дать такие полномочия председателю Сената без каких-либо усложненных формальностей.

Таким образом, в настоящее время главой государства может стать Нигматулла Тулкинович Юлдашев, представитель ташкентского клана (председатель Сената, верхней палаты узбекского парламента – AsiaTerra). Это обозначает одно: происходит полный перевод сил в сторону столичной региональной элиты. Самаркандцы и ферганцы теперь на вторых и третьих ролях.


Алишер Таксанов