Противоправные действия сотрудника, характеризующиеся как домогательства, совершались им в то самое время, когда Комитет уголовно-исполнительной системы проводил проверки в данном учреждении. Это показывает, насколько был уверен в своей безнаказанности сотрудник изолятора и поднимает вопрос об эффективности контроля ситуации в подведомственных учреждениях со стороны Комитета уголовно-исполнительной системы.
Супругу правозащитника также обеспокоил момент безопасности содержания женщин в подобных учреждениях в целом. Остается открытым вопросом, что может в теории происходить в пределах закрытого режимного учреждения, если даже в открытых коридорах возможно такое поведение сотрудника. Ни сотрудницы, ни заключенные женского пола, не должны подвергаться неоднозначному интересу со стороны лиц мужского пола.
Напомним, лидер каракалпакской диаспоры Акылбек Муратов был арестован в Казахстане в феврале 2024 года по запросу властей Узбекистана. Режим узбекского презента Мирзиёев|а и его дочери Саиды преследует активиста по политически мотивированному делу за освещение нарушений прав человека в Республики Каракалпакстан и за распространение информации о кровавом подавлении протестов в этой республике, входящей в состав Узбекистана.
Ниже приводится полный текст заявления супруги Акылбека Муратова.
***
В Управление собственной безопасности Департамента полиции г. Алматы.
В Комитет уголовно-исполнительной системы МВД РК.
В Генеральную прокуратуру РК.
Заявление
Я, Муратова Индира, состою в законном браке с Муратовым Акылбеком Еркиновичем, 16.07.1988 г.р., содержащимся в Учреждении №72 ДУИС по г. Алматы (далее – Учреждение). Являясь общественным защитником своего супруга, я регулярно посещаю его в Учреждении.
В ноябре и декабре 2024 г. во время посещения Учреждения и подвергалась неоднократным домогательствам со стороны сотрудника Учреждения по имени Ринат (или Ренат), в служебные обязанности которого входит вывод и сопровождение в комнату для свиданий заключённых из камеры №114 поста №9, в котором содержится Муратов А.Е. Во время двух таких случаев в конце ноября указанный сотрудник в процессе допуска меня в комнату для свиданий и до привода моего супруга туда просил мой личный номер телефона с целью знакомства со мной. Хотя после первого же такого случая, как и в последующих случаях, я отказала ему и сообщила, что состою с Муратовым А.Е. в законном браке и не следует донимать такими обращениями чужих жён. К сожалению, сотрудник Учреждения продолжил игнорировать мои отказы и во время третьего случая в декабре уже попытался передать мне сложенную бумагу с записанным, по его словам, его личным номером телефона. Я не взяла бумагу и эмоционально выразила отказ от знакомства, повысив голос, что встревожило сотрудника Учреждения, и он начал просить меня говорить тише. Во всех случаях домогательств сотрудник Учреждения разговаривал шёпотом, что свидетельствует о том, что он осознавал противоправность своих действий и преследовал намерение скрыть это от окружающих, в т.ч. от своих коллег.
Данные неоднократные домогательства со стороны сотрудника Учреждения нанесли мне моральный вред в виде нравственных страданий. Кроме того, полное игнорирование сотрудником Учреждения моих отказов привело к появлению у меня чувства незащищенности и тревоги за свою безопасность из-за опасений, что действия сотрудника Учреждения продолжатся за пределами территории Учреждения и перейдут в прямую угрозу моей жизни, здоровью и безопасности. Тем более при посещении Муратова А.Е. и при передаче ему продуктов и личных вещей, я вынуждена предоставлять сотрудникам Учреждения свои персональные данные, в том числе адрес проживания.
Указанные противоправные действия сотрудника Учреждения – это явное проявление того, что данный сотрудник ощущает себя безнаказанным, так как грубо нарушаются правила поведения сотрудников учреждения уголовно-исполнительной системы. Учитывая тот факт, что большинство посетителей и общественных защитников, приходящих к заключенным в Учреждение, являются женщинами, то становится очевидно, что они также могут стать жертвами подобных домогательств. Кроме того, в самом Учреждении содержится множество заключенных женского пола.
Вдобавок ко всему, поскольку сотрудник Учреждения непосредственно выводит моего супруга из камеры, тревога и беспокойство возникли и за безопасность Муратова А.Е.
Я не обращаюсь с жалобой по вышеописанной ситуации к руководству Учреждения, т.к. не доверяю им и сомневаюсь, что они предпримут необходимые и достаточные меры наказания к своему сотруднику.
Факты домогательства сотрудника Учреждения, в т.ч. попытку передачи мне свернутой бумажки, можно проверить по записям видеонаблюдения в здании Учреждения. Также самого указанного сотрудника Учреждения можно допросить с использованием полиграфа («детектора лжи»). Я сама также, при необходимости, готова подтвердить всё вышеописанное с проверкой на полиграфе.
Прошу Вас привлечь к ответственности указанного сотрудника Учреждения согласно законодательству Республики Казахстан, согласно Положению о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы органов юстиции Республики Казахстан и согласно другим соответствующим правовым документам.
Муратова И. (Подпись)
22.01.2025 г.
Статьи по теме:
Каракалпакскому активисту Акылбеку Муратову отказано в предоставлении убежища в Казахстане
Каракалпакского активиста Акылбека Муратова могут выдать властям Узбекистана
Письмо из алматинского СИЗО от Акылбека Муратбая (Муратова)
В Казахстане арестован лидер каракалпакской диаспоры Акылбек Муратов
Спецслужбы Узбекистана начали запугивать родственников каракалпакского активиста Акылбека Муратова