Хоким (глава администрации – ред.) Шахриханского района Хикматилло Дадахонов компенсировал стоимость тандыра, снесённого в ходе «борьбы» с загрязнением воздуха. Об этом сообщил первый заместитель хокима района Рахматилло Раззаков.
Хикматилло Дадахонов. Фото распространила Спецкомиссия по улучшению качества воздуха в Ташкенте
По его словам, в ходе экорейда, организованного рабочей группой для предотвращения загрязнения воздуха, по указанию хокима района был снесён ОДИН тандыр. Ещё два тандыра предпринимателям предложили перенести внутрь помещений, и они продолжают работу. «Стоимость разрушенного тандыра хоким компенсировал из собственных средств», - сказал Раззаков.
Отметим, что он бесстыдно соврал: на видеозаписи, опубликованной хокимиятом, видно, что экскаваторами были разрушены тандыры как минимум в трёх заведениях: «Уч арик ошхонаси», «Мехмон ошхонаси» и «Бек ошхонаси».
В сообщении районной администрации отмечалось, что рейды проводились по поручению хокима Андижанской области Шухрата Абдурахманова.
После критики в соцсетях хокимият Андижанской области сообщил, что хокиму района было объявлено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Бизнес-омбудсман после случившегося призвал обеспечить соблюдение имущественных прав предпринимателей в условиях экорейдов на фоне загрязнения воздуха. Он напомнил, что частная собственность, согласно закону «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» является неприкосновенной и находится под защитой государства, а любые меры в отношении имущества предпринимателей могут предприниматься только на основании решений уполномоченных органов или суда.
Фото хокимията Шахриханского района
Теперь – наш комментарий.
С юридической точки зрения тандыры – такая же собственность граждан, как дома, квартиры или машины, и уничтожение тандыра равнозначно уничтожению дома или машины. Представьте: к вашему дому вдруг подкатывает бульдозер и начинает его крушить или сминать ковшом ваш автомобиль. Это не «проступок», за который достаточно принести свои извинения, это преступление, причем, предусмотренное 173-й статьёй Уголовного кодекса Узбекистана (Умышленное уничтожение или повреждение имущества).
Именно так и следует квалифицировать произошедшее в Андижанской области, когда хоким Дадахонов в порыве холуйского рвения отдал приказ об уничтожении собственности граждан.
Причем, преступником в данном случае является не только он, но и остальные участники-исполнители.
Это и члены исполнительных групп из хокимията, и выполнявшие преступный приказ бульдозеристы, и милиционеры, обеспечивавшие его выполнение.
Фото хокимията Шахриханского района
Перед нами преступление группового характера, направленное на сознательное уничтожение имущества граждан Узбекистана. То есть, подпадающее под определение «организованной группой или в её интересах» (третья часть статьи 173, пункт «б»).
Умышленное уничтожение имущества считается преступлением, за которое в зависимости от степени вреда и обстоятельств виновный может получить от штрафа и исправительных работ до лишения свободы на срок до 5 лет, согласно УК Республики Узбекистан.
Правда, в случае возмещения причиненного материального ущерба в трехкратном размере к преступнику не применяется наказание в виде ограничения свободы и лишения свободы.
Так что решение о выговоре хокиму и, видимо, отданное в устном порядке распоряжение о возмещении стоимости одного тандыра – это отнюдь не восстановление справедливости.
Это сознательный увод от установленной законом ответственности – и самого хокима Дадахонова, и его сообщников (представителей хокимията, бульдозеристов и т.д.), - как чуть перестаравшихся, но «своих».
Чтобы собственность граждан, когда это понадобится, можно было отбирать и ломать и впредь.
Статья по теме:
Три тысячи смертей в год. Во что обошлись Ташкенту «ошибки» президента