Возможный транзит газа из России в Узбекистан: Минэнерго успокаивает, но сомнения остаются

Воскресенье, 29 Января 2023

После обнародования в СМИ и соцсетях информации о подписанной 24 января текущего года («дорожной карте», документе, в котором отображены основные этапы выполнения проекта – ред.) по сотрудничеству в газовой отрасли с российским «Газпромом» узбекскую блогосферу охватил переполох из-за попытки властей скрыть содержание важного документа и нежелания внести ясность в ситуацию. (Неделей ранее подобная «карта» была оформлена между РФ и Казахстаном).

Журналисты, блогеры и авторы многочисленных комментариев в интернете выразили обеспокоенность тем, что сделка по передаче государственной газотранспортной системы другому государству может не соответствовать интересам Узбекистана.

«Если соглашение было заключено на всех или же какой-то части условий, которые ставил Газпром, то это удар по собственному суверенитету и национальной безопасности (…). А где детали соглашения? Почему не публикуются? Завтра выяснится, что мы пошли на какие-то нереальные уступки или подписали почти кабальные договора? И потом будут наши чиновники выступать и говорить «газа нет и не будет» или что-то вроде того, что «газа в месторождениях нет». Было уже такое. В 2022 году заявляли, что экспорта газа нет, а в один только Китай же экспортировали на миллиард или сколько там было. Причём наша и их [китайская] статистика почему-то разнятся»;

«Газ - это народное достояние, статья 55 Конституции РУз и никаких секретов от народа не должно быть! Такие решения должны согласовываться с НАРОДОМ, а не решаться закулисно!»; - посыпалось со всех сторон.

В публикациях на эту тему сообщалось, что изначально российская сторона предлагала поставлять природный газ российского происхождения в реверсном (обратном) порядке, через Казахстан по трубопроводу «Средняя Азия - Центр» (САЦ), очевидно, с перспективой его дальнейшего экспорта в другие страны, в связи с отказом Европы от этого газа.

«Основным условием российской стороны была передача газотранспортной системы Узбекистана на владение компании «Газпром» по рыночной стоимости. Аналогичные требования были якобы выдвинуты Национальной компании «Казакгаз», которая не согласилась на такие условия. Второе условие, которое выдвигала российская сторона, - уступить права по экспорту газа в Китай. То есть, «Газпром» предлагал стать стороной соглашения вместо узбекистанской компании «УзГазТрейд». По результатам двусторонних переговоров в декабре удалось снять условия, которые ставила российская сторона», - проинформировала Газета.uz.

1

Алексей Миллер и Джурабек Мирзамахмудов подписывают дорожную карту - фото Газпром.ру

В ответ на поднявшуюся волну возмущения в телеграм-канале Министерства энергетики республики появилось официальное сообщение, в котором ведомство попыталось объяснить свою позицию.

В нем утверждалось, что никаких угроз передачи кому-либо газотранспортной системы (в доверительное управление) либо суверенитету Узбекистана нет. Согласно подписанной «дорожной карте», сформированная сторонами рабочая группа согласовала технические мероприятия, необходимые для транзита газа по газопроводу «Средняя Азия – Центр», проходящему по территории Казахстана и Узбекистана. В дальнейшем будут обсуждаться основные условия по поставке природного газа «на внутренний рынок в необходимых объёмах при полном сохранении прав собственности (при полном сохранении управления) на действующую газотранспортную систему Республики Узбекистан». По уверению руководства министерства, основные условия по поставке после обсуждения будут обязательно доведены до сведения общественности.

«По этому вопросу министр энергетики Журабек Мирзамахмудов сегодня лично встретился с журналистами. На этой встрече я тоже присутствовал. Если коротко, то документ не публикуется из-за коммерческой тайны», - написал 25 января по данному поводу на своей странице в Фейсбуке журналист Шухрат Латыпов (https://www.facebook.com/shukhrat.latipov), отметив, что основная цель его поста заключалась в том, «чтобы власти опубликовали документ и внесли ясность».

Немногим ранее он выразил обеспокоенность происходящим, поскольку в стране до сих пор нет правовой базы, ни одного официального и открытого документа, который регулирует эту сферу.

«К сожалению, ни один проект доверительного управления в Узбекистане не оправдал себя, из-за чего SFI Management Group (по словам Алишера Усманова, принадлежит семье миллиардера Шадиева) пришлось уйти. Один из самых свежих примеров – Ангренская ТЭС, которая за три года понесла миллиардные убытки, хотя раньше была прибыльной», - напомнил Латыпов.

Что же касается «дорожной карты», то, по предположению журналиста (согласно информации от его неофициального источника), «Узбекистан мог согласиться отдать в доверительное управление газотранспортную систему «Узтрансгаза» (транспортирует газ по магистральным трубам) и «Худудгазтаъминот» (поставляет газ внутренним потребителям, населению). Компании предположительно могут объединить и передать в управление «Газпрому» или его «дочке».

«Очень надеюсь, что это просто останется «дорожной картой», как и многие меморандумы, подписанные Узбекистаном. Если до этого речь шла про миллиардные убытки из-за невыгодных политических решений, то теперь, если «Газпром» предположительно получит в управление газотранспортную систему Узбекистана, под угрозой может быть энергетическая независимость страны, да и в целом суверенитет государства», - таково вытекающее из ситуации со множеством неизвестных резюме Латыпова.

«Не известно, что в этой «карте», и какие там условия. Но общественность имеет полное право знать текст документа. Правительство Узбекистана не имеет права скрывать от народа документ такой важности. Потому что передача всей газовой системы иностранному государству - это, фактически, потеря части суверенитета. Тем более, не просто государству, а агрессору, ведущему захватническую войну и находящемуся под санкциями мирового сообщества», - выразил мнение другой журналист, Никита Макаренко.

Таким образом, главные вопросы – а их в контексте готовящейся сделки немало - пока остаются без ответов. В частности, стоит ли в ближайшем будущем вопрос передачи газотранспортной системы страны иностранному государству – ведь дыма, как известно, без огня не бывает. Если да, то на каких условиях и почему их нельзя оглашать? В чем здесь конкретно интерес Узбекистана и почему это еще и «коммерческая тайна»? И т. д., и т. п.

Напомним другую историю, перекликающуюся с нынешней. Еще в 2014 году соседний Кыргызстан, заключив соглашение на 25 лет, за 1 доллар отдал под полный контроль российского монополиста (ОАО «Газпром») всю свою газотранспортную систему (ГТС) и монопольное право на импорт голубого топлива, а также установление тарифов на транспортировку его в третьи страны, став исключительно наблюдателем за политикой иностранной компании на своей территории.

Как писали тогда СМИ, «копеечная цена была обусловлена взятыми компанией обязательствами инвестировать несколько десятков миллиардов сомов в развитие ГТС и выплатить все долги предыдущего владельца ГТС - ОАО «Кыргызгаз» (контрольный пакет акций принадлежал государству)».

Что же из этого вышло? Вкратце, до приватизации ГТС республика закупала «голубое топливо» для севера страны у Казахстана (АО «КазТрансГаз») и для юга у Узбекистана (АК «Узтрансгаз») по 224 доллара и 290 долларов за тысячу кубометров соответственно. После - стоимость газа до границы страны снизилась до 150 долларов за тысячу кубометров (против 165 долларов до 1 апреля 2016 г.), что, безусловно, является положительным эффектом.

Таким образом, от вхождения на киргизский рынок российской компании потребители этой страны выиграли, поскольку цена на газ для внутреннего потребления, как отмечается в публикации, стала ощутимо ниже.

Впрочем, «Газпром» в Кыргызстане не раскрывает точные сведения о расчете тарифов для страны в целом и для потребителей в частности, говорится в материале. В нем упоминается, что на пресс-конференции в феврале 2016-го заместитель гендиректора по экономике и финансам ОсОО «Газпром Кыргызстан», экс-министр финансов КР Ольга Лаврова лишь вскользь отметила, что «в республике действуют социально ориентированные тарифы на газ».

«Условия, по которым власти Кыргызстана передали в 2014 году «Газпрому» всю ГТС, поставили страну в положение сильной зависимости от политики российской компании. Инвестируя десятки миллиардов сомов, газовый монополист РФ, скорее всего, рано или поздно сменит свою сильную социально ориентированную политику на конкретную стратегию по возврату вложенных средств. Однако к этому моменту население и промышленность страны будут обеспечены стабильными поставками топлива», - подводит предварительные итоги издание Akchabar.kg.


Соб. инф.