Значительная часть книги посвящена проблемам Средней Азии. В качестве корреспондента «Независимой газеты» автор неоднократно бывал в Таджикистане, во время гражданской войне в этом государстве, был лично знаком практически со всеми лидерами исламской оппозиции и противостоящего ей «Народного фронта».
С 2001 по 2008 год Игорь Ротарь постоянно жил в Средней Азии, исследуя религиозную жизнь в регионе. Он близко познакомился с членами большинства радикальных подпольных организаций. Интересно, что журналист взял подробное интервью у членов андижанской «Акромии» за несколько дней до начала мятежа. Автор также присутствовал при двух киргизских революциях, был хорошо знаком с первым президентом этой страны Аскаром Акаевым и в одной из глав пытается объяснить, почему ему не удалось сделать из Киргизии вторую Швейцарию.
В главе «Записки бывшего цивилизатора», Ротарь описывает свой опыт работы правозащитником в Средней Азии. Увы, впечатления оказались не слишком позитивными. По его мнению, «экспорт» демократии в страны третьего мира, без учета местной ситуации, часто оказывается не только бесполезным, но даже вредным.
Не забывает он и о жизни мигрантов из Средней Азии в США. Парадоксально, но, именно в Америке многие из них стали настоящими религиозными фанатиками, а некоторые даже вступили в международные террористические организации.
В книгу также вошли главки об Афганистане, Синьцзян-Уйгурском автономном округе Китая (Восточном Туркестане). И это неслучайно.
Так, ситуация в Афганистане оказывает существенное влияние на всю Среднюю Азию. Несмотря на попытки США «внедрить» в Афганистан демократию, образ жизни в этой стране неотличим от средневекового, а женщина здесь ценится ненамного больше, чем хороший конь. Игорь Ротарь приводит слова афганской школьной учительницы, заявившей ему, что «строить у нас демократическое общество – это всё равно, что человеку, не умеющему считать, объяснять высшую математику. Мы к этому совершенно не готовы».
Конечно, Средняя Азия – не Афганистан, но попытки введения демократической модели и здесь терпят неудачу.
В этом смысле интересен опыт Восточного Туркестана – той же Средней Азии, но оказавшейся в составе не России, а Китая. Сегодня Пекин жестко подавляет любые проявления сепаратизма, полностью контролирует мечети и медресе. Политической свободой здесь и не пахнет, одновременно китайские власти вкладываю в регион огромные инвестиции, и всячески поощряют предпринимательство.
Книга Игоря Ротаря интересна не только специалистам - политологам, этнологам и прочим, - но и просто любопытному читателю. Несмотря на общую идею, пронизывающую всю книгу, каждая из её глав вполне самодостаточна: кому-то интереснее Украина, а кто-то наоборот предпочтет «восточные истории».