Несмотря на свою судимость, Абдуллаев, при поддержке хокимията (администрации) Амударьинского района, снова убедил 14 фермеров подписать контракты на установку систем водосбережения. В период с апреля по май 2024 года он получил около 340.000 долларов в виде авансовых платежей по кредитам Агробанка, но практически не выполнил никаких работ по этим проектам. Фермеры остались с долгами от 15.000 до 100.000 долларов каждый.
После того, как фермеры подали жалобы в начале 2025 года, Абдуллаев был арестован.
В суде фермеры рассказали, что местные чиновники представили Абдуллаева как надежного подрядчика.
«Сотрудник районного управления водоснабжения сказал мне подписать договор с ООО «Юксалиш Амир Райз» [компания Абдуллаева]», - сказал один из фермеров. «Он использовал мои электронные ключи, чтобы заключить договор». 15 мая 2025 года Амударьинский районный суд приговорил Абдуллаева к шести годам лишения свободы за хищение.
Этот случай не является единичным преступлением, совершенным мошенником. Он свидетельствует о серьезных проблемах, связанных с установкой водосберегающих технологий на полях фермеров в Узбекистане. За последние несколько лет в телеграм-каналах фермеров было опубликовано несколько десятков других жалоб, о которых сообщали СМИ.
Отсутствие контроля, подотчетности и надзора вызывает вопросы по поводу государственных закупок в рамках реализации национальной программы модернизации ирригации правительства Узбекистана, которая получает сотни миллионов долларов финансирования от международных банков развития.
Узбекистан сталкивается с неоспоримым и усугубляющимся водным кризисом. Согласно официальным данным, почти 90 процентов пресной воды, используемой в стране, идет на нужды сельского хозяйства (средний мировой показатель составляет около 65 процентов). Потребление воды на гектар в 2-2,5 раза выше, чем в технологически развитых странах. Десять лет назад Институт мировых ресурсов прогнозировал включение Узбекистана в список стран с наибольшим дефицитом воды к 2040 году.
В ответ на это правительство Узбекистана запустило инициативы по решению проблемы нехватки воды, направляя средства на внедрение водосберегающих технологий в сельскохозяйственном секторе. По состоянию на август 2024 года сообщалось, что водосберегающие технологии были внедрены на площади 304.000 гектаров. Из них 70.800 гектаров орошаются с помощью капельного орошения, а 33.200 гектаров - с помощью дождевальных систем.
Согласно другим данным, недавно озвученным президентом Шавкат Мирзиёевым, водосберегающие технологии в настоящее время используются на 224.000 гектарах земли. К 2030 году правительство планирует расширить их использование, чтобы охватить все 4,3 млн га орошаемых сельскохозяйственных угодий.
Для достижения этой цели в 2024 году было инвестировано 2,6 трлн узбекских сомов (около 214 млн долларов США), а на 2025 год выделено дополнительно 1,2 трлн сумов (около $100 млн).
Чтобы стимулировать фермеров к установке водосберегающих технологий, государство предлагает льготные кредиты и различные субсидии, включая частичное возмещение затрат. Субсидии составляют от 8 до 14 миллионов сумов (примерно $660-1100) на гектар в зависимости от используемой системы, в то время как фермеры вкладывают в среднем 25 миллионов сумов ($2000) на гектар.

Однако многие фермеры сообщили, что они либо не получили никаких субсидий, либо получили их только частично. Сотрудник Министерства сельского хозяйства сообщил Радио Озодлик на условиях анонимности, что Министерство финансов не выделило достаточных средств на программу субсидирования:
«В последние годы кампания по установке систем капельного орошения достигла своего пика. Да, президент обещал субсидии, но требуемая сумма огромна. Сейчас нам нужно 350 миллиардов сумов, но выделено только 70 миллиардов. У нас есть сотни заявок от фермеров, но наши руки связаны - где мы можем найти деньги?»
Установка водосберегающих технологий: как это работает
Весной 2025 года организация Узбекский форум по правам человека поговорила с 18 фермерами из разных регионов, которые сказали, что установка водосберегающих технологий происходит на «добровольно-обязательной» основе. Большинство опрошенных фермеров, установивших системы капельного или дождевого орошения, сказали, что сделали это после того, как местные власти заверили их, что они получат государственные субсидии. Фермерам также сказали, что те, кто задержится с внедрением водосберегающих систем, в будущем могут лишиться права на такую поддержку.
«Каждый год устанавливается квота на количество фермеров, которые должны установить капельное орошение», - сказал фермер из Кашкадарьинской области. «Фермеры соглашаются, потому что считают это «неизбежной обязанностью».
Однако интервью показали, что фермеры не обладают навыками поиска оптимальных технологий и, как правило, подписывают контракты с ООО, «рекомендованными» им местными органами власти. Часто это делается от их имени местными чиновниками, поскольку фермеры могут не иметь навыков пользования онлайн-платформами, необходимыми для совершения сделки. Затем фермеры берут льготные кредиты на установку капельного орошения, но часто не могут вспомнить процентную ставку или название компании, с которой они подписали договор.
По словам одного фермера из Амударьинского района Каракалпакстана, с которым был проведен интервью для этой статьи, местные власти обязаны ежегодно улучшать свои показатели по внедрению водосберегающих технологий. Однако капельное орошение не всегда эффективно или целесообразно.
«В Хорезме и Каракалпакстане почва слишком соленая, - сказал фермер. — Похоже, что трубы были установлены на полях только для вида, и большинство фермеров продолжают орошать свои земли обычным способом, иначе их хлопковые и зерновые культуры не будут расти».
Несколько фермеров сообщили о мошеннических схемах, при которых определенные компании предлагают фермерам кредиты на установку водосберегающих технологий, а затем выплачивают фермерам 20-30 процентов кредита наличными. После доставки труб для капельного орошения их не устанавливают, а просто выставляют на полях. В результате вода не экономится.
«Абдуллаев предложил мне ту же схему, чтобы обналичить кредит, но я отказался», - сказал фермер из Амударьинского района.
Фермеры жалуются на принуждение и чрезмерные затраты на установку водосберегающих технологий. Фермеры обычно не имеют выбора, у каких поставщиков оборудования для капельного орошения они могут покупать, и поэтому покупают у компаний, рекомендованных сотрудниками хокимията.
«Переход на капельное орошение действительно стал необходимостью в последние годы», - написал фермер из Хорезмской области на телеграм-канале для фермеров. «Однако ни для кого не секрет, что в первые годы этого перехода заместители хокимов по сельскому хозяйству выбирали подрядные компании без проведения тендера и без участия фермеров, а фермеры были вынуждены платить этим компаниям через банковские кредиты. В результате, без каких-либо формальных соглашений, требований или условий, средства, взятые у фермеров, часто использовались не по назначению - системы капельного орошения либо не устанавливались вовсе, либо устанавливались только частично».
В то время, когда экономия воды стала вопросом жизненной важности, не менее важно контролировать, как используются выделенные средства. В отсутствие строгого надзора каждая новая реформа рискует превратиться в средство для хищения - ведь чем крупнее и амбициознее государственная программа, тем сильнее соблазн коррупции.
Умида Ниязова, директор Узбекского форума по правам человека
Перевод с английского