В Узбекистане запрещены госзакупки более чем 500 видов импортных товаров

Среда, 03 Февраля 2021

Правительство Узбекистана ожидаемо одобрило проект, размещенный ранее на госпортале для обсуждения Министерством экономического развития и сокращения бедности и предусматривающего запрет госзакупки сотен видов импортных товаров и услуг, выпустив 29 января текущего года специальное постановление «О мерах по поддержке местных производителей»

Это произошло несмотря на множество негативных отзывов относительно проекта документа, предлагавшего еще в ноябре минувшего года «временно ограничить» госзакупки импортных автомобилей и товаров.

Документ был выставлен на общественное обсуждения для постановления президента «О дополнительных мерах по поддержке отечественных производителей» от августа прошлого года. В нем представлен обширный список иностранных товаров, которые планируется «временно не допускать к госзакупкам».

Ожидаемые новшества еще тогда вызвали, мягко говоря, недоумение. Потребителей товаров и услуг, высказывавших свое мнение в соцсетях, возмущало, что под благим предлогом защиты узбекистанских производителей их вынуждают покупать некачественные и дорогие товары, то есть по факту снова пытаются загнать под диктат нескольких местных фаворитов-монополистов.

Большинство комментаторов высказывалось категорически против этого постановления, берущего под крыло монополистов из разряда «приближенных к телу». «Опять всё это преподносится под витиеватым «в защиту отечественного производителя», и мы даже знаем, кто он», - возмущались они, недвусмысленно намекая на Джахонгира Артыкходжаева, предпринимателя и мэра Ташкента в одном лице.

Однако, судя по тому, что постановлению дали «зеленый свет», возмущения в соцсетях власть не слишком смутили.

Итак, в «запретный» список в Узбекистане включено в общей сложности 529 наименований товаров и услуг иностранного происхождения (на стадии обсуждения говорилось о «свыше 300») – от тракторов, авто (легковых и грузовых), кондиционеров, холодильников, телевизоров и до продовольственных товаров (шоколад, мясо, растительное масло, молочная продукция и пр.), а также медикаментов.

Но если по закону ввезти запрещенный товар нельзя, но очень хочется, то импортеру придется обосновывать в своей заявке, чем же конкретно отличаются свойства ввозимого импортного продукта от идентичного узбекистанского. Весь процесс включает 8 этапов, начиная с заявки импортера. Правительство же при этом обещает дать ответ в течение 42 дней (почему выбран именно такой срок – тоже не ясно).

Основанием для включения в «черный» список может являться наличие в республике двух или более производителей схожих товаров или услуг (их полный список доступен в приложении к постановлению правительства, на узбекском языке).

То есть, если, к примеру, нечто подобное производят фирмы Артыкходжаева, то закупать это уже нельзя, чтобы возможность наживаться имел только он (и, соответственно, его покровитель). И неважно, что это будет дороже, а узбекистанцы имеют законное право делать выбор по своему собственному усмотрению.

Известный в Узбекистане общественный деятель и исполнительный директор консалтингового бюро Smartgov Consulting Азиза Умарова подвергла критике суть нового постановления от 29 января, назвав произошедшее «топорным закрытием рынков».

«Ну чтоб вы понимали. Это означает, что, кроме акцизов и пошлин, которыми обложены все эти пункты, госорганизации не смогут покупать их за рубежом. Предположим, даже ребёнку ясно, зачем и под кого так топорно закрыли весь рынок шоколада, вафель, телевизоров, кондиционеров и даже газовых/электросчётчиков.

Но мясо, которого у нас просто не хватает (из-за бездарной сельхозполитики, забравшей все земли, где надо было корма выращивать, под хлопок с низкосортной пшеницей)? Или игрушки детские? В наши школы и сады только импортные и надо закупать. И самое главное - реагенты и лекарства?!» - задавалась она риторическими вопросами на своей странице в Фейсбуке 31 января.

Умарова отметила, что по сей день абсолютно все онкологические препараты, хоть мало-мальски годные для лечения, - привозные. По ее словам, на многие из них нет разрешений Фармкомитета, и их нелегально завозят на руках из-за рубежа. Государство просто даёт список семье пациента, и люди бегают покупают сами. То же самое по другим серьёзным заболеваниям. Только качественные импортные препараты и дают результат.

«Как разъяснил Alisher Ubaydullaev (активист-общественник – ред.), запрет не коснётся по кодам ТНВЭД онкопрепаратов, - продолжает Азиза Умарова. - Но тем не менее поясню суть. Госмедицина в плохой форме. Для качественного лечения больных нужно по всем заболеваниям принимать современные международные протоколы лечения и закупать со стороны государства за рубежом нужные пациентам качественные препараты. Любой запрет на ввоз лекарственных препаратов для системы госмедицины вреден.

А вот обозреватель российской «Независимой газеты» Виктория Панфилова, похоже, полностью одобряет политику узбекских властей в этом вопросе.

«Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев решил сократить импорт. (…) Данная мера направлена на поддержку собственного производителя. (…) По мнению экспертов, Узбекистану будет легче приспособиться к новым правилам, поскольку во времена Ислама Каримова республика жила в условиях ограничения импорта», - пишет журналистка.

Солидарен с ней также эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев, заявляя, что это «вынужденная мера, через которую узбекские власти пытаются поддержать местного производителя».

В комментарии для «Независимой газеты» политолог, однако, оговорился, что возможность подобной поддержки не у всех одинакова.

«Узбекистан долгое время жил в такой экономической модели и достаточно активно диверсифицировал свою экономику. Большинство товаров, которые входят в список госзакупки, производится в республике. Другое дело – качество товаров и их ценовая позиция не всегда соответствуют аналогичному импорту. Но в Узбекистане хотя бы есть возможность все это сделать», – цитирует «НГ» Князева.

1

Шавкат Мирзиёев и его назначенец Джахонгир Артыкходжаев

Добавим от себя, что любые рассуждения о том, что принимаемые меры направлены на защиту «отечественного производителя», мягко говоря, не соответствуют действительности.

В течение двух последних десятилетий узбекистанцы твердо усвоили: как только правительство заводит речь об «упорядочении ввоза импорта» или о запрете оного ради поддержки местной промышленности, это означает только одно – президент устраивает возможность обогащения для своих дочек, зятьев и ближайшего окружения, то бишь для своей собственной семейки (об этом мы писали много раз еще во времена Ислама Каримова). И больше это не означает ровным счетом ничего, поэтому любые попытки отыскать тут заботу о процветании общества, выглядят не только провальными, но и явным образом ангажированными.


Соб. инф.


Комментарии  

#1 Батыр 03.02.2021 22:17
Эти двое на фотке, как два узурпатора разных масштабов, грабящих население страны. Два шайтана во власти страны...
Цитировать | Сообщить модератору