Он повёл туда туристов показать изумительные по красоте колонны и расписной потолок, однако перед ними предстала плачевная картина, рассказывает она. Той самой мечети 1869 года постройки, о которой рассказано во многих лайфжурналах путешественников и оставлено немало снимков, и куда до пандемии охотно водили экскурсии, уже нет, а колонны и расписной потолок разобранными брёвнами просто, как бесхозные, валяются на земле в пыли. На ее месте, оказывается, планируется построить мечеть побольше – из жженого кирпича.
«Туристы из Англии были шокированы: как можно было разрушить такую красоту - это ведь как раз то, что и делало данный объект туристически привлекательным? А новодел он и есть новодел», - пишет Тухватуллина.
Фото Джамиля Касымова, 2019 год
Когда именно произошло уничтожение исторического здания, Джамиль Касымов сказать не может, поскольку он не посещал регион с 2019 года.
После того, как информация вызвала в соцсетях массовое возмущение, в областном хокимияте (администрации) поспешили заявить, что мечеть «Ходжа Порсо» была снесена в связи с якобы невозможностью ее реставрации или переделывания, так как «фундамент постройки осел, и в ней имелись разрушения», а посему, дескать, в скором времени прихожан порадуют возведением нового здания (заработок за счет «реконструкции» – наше всё).
Резонно было бы спросить у чиновников, стоящих за варварским разрушением: а с каких это пор хокимият уполномочен решать подобные вопросы?.. Хотя ответ и так очевиден.
Фото Джамиля Касымова, 2019 год
В комментарии обладминистрации утверждается, что мечеть была построена не в 1869 году, как, мол, сообщается в прессе, а в 1918-м – достойная похвалы чиновного люда осведомленность в истории (мнение специалистов, стало быть, в счет не берется).
«Из-за опасности обрушения здания, которое использовалось для молитв, в 2019 году администрация мечети обратилась в контролирующие органы для проведения технической экспертизы здания. В ходе технической экспертизы, проведённой в ноябре 2019 года, было установлено, что конструктивные и структурные решения здания не отвечают нормативным требованиям безопасности. В конструкции стен, построенных из сырого кирпича, и фундаменте имелись разрушения, под воздействием влаги стены начали осыпаться», - оправдываются в своем обращении к общественности региональные управленцы.
А самое интересное, «в связи с отсутствием технической возможности реставрации или реконструкции здания был разработан проект сноса и повторного строительства здания, и было получено экспертное заключение ответственных ведомств. В настоящее время на месте старой мечети возводится новое современное здание на 1500 мест со всеми удобствами».
В заявлении чиновников Ферганской области также говорится, что резные колонны и элементы расписного потолка старой мечети пронумерованы реставраторами и находятся на хранении. Айван мечети будет восстановлен в прежних размерах и в прежнем виде.
Фото Джамиля Касымова, 2019 год
Меж тем, согласно официальному сообщению Агентства культурного наследия (образовано в апреле текущего года при Министерстве туризма и спорта на базе Департамента культурного наследия при Минкульте и Центра исследований культурных ценностей Узбекистана, находящегося за рубежом), «мечеть «Ходжа Порсо» была включена в Национальный реестр нематериального культурного наследия» в соответствии с постановлением Кабинета Министров «Об утверждении национального перечня объектов недвижимости материального культурного наследия». То есть, никакой речи о сносе, причем самовольном, и возведении на месте мечети «современного здания» и быть не могло.
«Проектное предложение хокимията о строительстве новой мечети было единогласно отклонено членами Научно-экспертного совета. Хокимият снес культурное наследие и начал строительство безо всяких разрешений. По заявлению Агентства проводится служебная проверка, материалы дела отправлены в Генеральную прокуратуру для правовой оценки ситуации со всеми подтверждающими документами», - уведомило ведомство по защите культурного наследия, реагирующее на события, как правило, по принципу «после пожара насос ни к чему».
Словом, вновь сложилась плачевная ситуация, когда об уничтожении очередной нематериальной ценности ответственные псевдозащитники узнают постфактум.
И в который уже раз коррупционерам из администраций и строительных организаций, разрушившим памятники архитектуры для замены их не имеющим ни малейшей ценности новоделом, удается уходить от уголовной ответственности, поскольку за их деятельностью нет никакого контроля.
Фото Джамиля Касымова, 2019 год
История гласит, что ближайший соратник и ученик одного из популярных духовных отцов суфизма Ходжи Багауддина Накшбанди – богослов Мухаммад Порсо Ходжа Мухаммад бин Мухаммад Шамс ад-дин ал-Хафизи ал-Бухари (в разных источниках даты рождения и кончины разнятся: то ли 1318-1389 годы, то ли 1348-1420-е родился в городе Бухаре в семье ханафитских богословов. Все представители его семейства были знатными и уважаемыми людьми. Одним из его предков был Хафиз ад-дин ал-Кабир ал-Бухори (умер в 1291-м или в 1294 году), крупнейший факих (в переводе с арабского «знающий» - ред.) своего времени.
Получив начальное воспитание и образование от своих отца и дяди, обучивших Мухаммада Порсо арабскому языку, юриспруденции, теологии, мудрости наук, через них он сблизился с Багауддином Накшбанди и вскоре стал главным его учеником и последователем.
Ходжа Мухаммад Порсо известен как богослов, автор многочисленных трудов по теологии, которые хранятся как в Ташкенте и Бухаре, так и по всему миру. Именно он является автором 10 томов комментариев (из них в настоящее время известно о семи), в которых даются истолкования отдельных слов, фраз, суфийских терминов.
Статьи по теме:
Уничтожение культурно-исторического наследия. В Ташкенте сносят дореволюционный «военный городок»
Frankfurter Allgemeine: «Всемирное наследие, разрушенное бульдозерами»
Alerte Heritage: «Имитация памятника. К генеалогии последних опытов реставраторов Каракалпакстана»
Кирпичом по тимуридам. Что ждет Ишратхану – самый загадочный памятник Самарканда