Напомним, что Мавжуду Маматкасымову выселяет застройщик ООО «ВВ Stroy». Он обратился обратилось в Мирзо-Улугбекский межрайонный суд по гражданским делам с иском о выселении Мавжуды и членов её семьи из ПРИНАДЛЕЖАЩЕЙ ЕЙ ПО ПРАВУ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ КВАРТИРЫ, расположенной на улице Олтинтепа в Ташкенте.
27 сентября 2020 года судья Д. Дадажанова вынесла решение об удовлетворении исковых требований ООО «ВВ Stroy» и выселении семьи Мавжуды в квартиру, которую подобрал ей сам застройщик, на массиве Карасу-6.
Апелляционная инстанция Ташкентского городского суда по гражданским делам от 25 декабря 2020 года оставила решение Мирзо-Улугбекского суда без изменения и определила дополнительно взыскать с ООО «ВВ Stroy» в пользу Маматкасымовой денежную компенсацию в размере 84 миллиона сумов (около $8 тысяч – ред.).
Мавжуда не может согласиться с доводами вышеуказанных судов по следующим основаниям.
Судьи применили статью 71 Жилищного кодекса Республики Узбекистан, согласно которой граждане могут быть выселены из жилых домов муниципального, ведомственного жилищного фонда и коммунального жилищного фонда целевого назначения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения.
Однако Мавжуда владеет своей квартирой по праву частной собственности, она её покупала за свои личные деньги, и ни хокимият (администрация – ред.), ни какое-либо ведомство не имеют на эту квартиру никаких прав.
Согласно статье 5 Гражданского кодекса РУз, в случаях, когда предусмотренные частями первой, четвертой и пятой статьи настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон, применяется норма гражданского законодательства, регулирующая сходные отношения (аналогия закона).
Не допускается применение по аналогии норм, ограничивающих гражданские права и устанавливающих ответственность.
При этом следует отметить, что законодательством Узбекистана, урегулирован порядок проведения предоставления компенсации по изъятию и предоставлению земельных участков и обеспечению гарантии прав собственности физических и юридических лиц, в том числе обеспечения жилыми помещениями граждан, дома (квартиры) которых подлежат сносу в связи с изъятием участков для государственных и общественных нужд.
С учетом вышеизложенного, применение статьи 71 Жилищного кодекса по аналогии для выселения частного собственника из дома, принадлежащего ему на правах частной собственности, является незаконным.
Следует также отметить, что в соответствии со 2-й статьёй закона «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников», право частной собственности есть право лица на владение, пользование и распоряжение имуществом, приобретенным им в соответствии с законодательством.
Частная собственность неприкосновенна и защищается государством. Государство создает все необходимые условия для обеспечения сохранности частной собственности и её приумножения. Собственник может быть лишен своего имущества только в случаях и порядке, предусмотренных законом.
(Справочно: ст. 197-206 ГК, ст. 27 Кодекса об административной ответственности, ст. 211 и 289 УПК, а также Положение о порядке изъятия, реализации и уничтожения имущества, подлежащего обращению в доход государства, утвержденного постановлением КМ от 15.07.2009 г. №200).
Согласно статьи 192 Уголовного кодекса РУз, «причинение должностным лицом ущерба частным собственникам наказывается штрафом от двухсот до трехсот базовых расчетных величин (1 БРВ равна 245.000 или $23,3 – ред.) или лишением определенного права до трех лет либо обязательными общественными работами от трехсот до трехсот шестидесяти часов или исправительными работами до трех лет либо лишением свободы до трех лет.
Нарушением прав собственников считается: незаконное ограничение и (или) лишение права собственности, посягательство на частную собственность, навязывание собственнику заведомо неприемлемых условий, включая необоснованное требование передачи имущества или имущественных прав, а также изъятие собственности либо понуждение его на отказ от права на собственное имущество при отсутствии признаков хищения.
Кроме того, в соответствии со статьёй 2411 Кодекса об административной ответственности, причинение должностным лицом или служащим контролирующего, правоохранительного и иного государственного органа и государственной организации ущерба частным собственникам путем нарушения их прав, то есть незаконное ограничение и (или) лишение права собственности, посягательство на частную собственность, навязывание собственнику заведомо неприемлемых условий, включая необоснованное требование передачи имущества или имущественных прав, а также изъятие собственности либо понуждение его на отказ от права на собственное имущество при отсутствии признаков мелкого хищения влечет наложение штрафа от сорока до восьмидесяти базовых расчетных величин.
Статья по теме:
В Узбекистане продолжаются принудительные выселения граждан: Олтинтепа
Комментарии