Толибек Аёмбеков, Нажмиддин Шерчонов, Имумназар Шоиширинов, Мунаввар Шанбиев, Ниёзшо Гулобов получили пожизненные сроки.
В чем именно власти обвиняют осужденных жителей Хорога, административного центра ГБАО, не сообщается.
Хамза Муратов, Окил и Аноятшо Аёмбековы – родные братья одного из неформальных лидеров ГБАО Толиба Айембекова - приговорены к 30 годам заключения, его племянник Мамадамон Айёмбеков получил 10 лет.
Анора Саркорова напоминает, что Окил Айембеков и Хамза Муродов в 2013 году были признаны виновными в убийстве генерала спецслужб Абдулло Назарова - и приговорены к 17 и 16 годам строгого режима соответственно. Они отбывают наказание уже 11 лет. Теперь срок заключения Окилу Айембекову увеличили на 13 лет, а Хамзе Мурадову на 14 лет.
В августе этого года областной суд ГБАО осудил двух сыновей Толибека Айёмбекова - Хасанали Абдурахмонова приговорили к 12-летнему, а Гуломали Абдурахмонов - к пожизненному заключению.
33-летний Гуломали Абдурахмонов был признан виновным по 5 статьям УК РТ, в том числе в убийстве генерала госбезопасности Абдулло Назарова в 2012 году, хулиганстве, хранении оружия, незаконном обороте драгоценных камней.
25-летнего Хасанали Абдурахмонова обвинили в хулиганстве и незаконном хранении оружия.
Сыновья Толибека Айёмбекова были задержаны 23 июля сотрудниками Управления Государственного комитета национальной безопасности по ГБАО.
Хасанали Абдурахмонов осужден через неделю, а Гуломали Абдурахмонов через две недели после задержания.
Следственные мероприятия и судебный процесс прошли в закрытом режиме без участия адвоката.
Осужденные не признали своей вины ни по одному из предъявленных им обвинений.
Толиб Аёмбеков. Архивное фото Радио Озоди
Скорые суды, отсутствие доступа к адвокату, пытки, сфабрикованные обвинения - все это лишь малая часть грубейших нарушений прав человека в отношении уроженцев ГБАО.
Родственники осуждённых считают вынесенные приговоры политически мотивированными и связывают их с продолжающимися репрессиями властей Таджикистана против этнических памирцев.
Правозащитники отмечают что правительство Таджикистана отреагировало на протесты в Горно-Бадахшанской автономной области в мае этого года жестоким подавлением и специальной «антитеррористической операцией», в результате которой погибли не менее 40 человек, в том числе видные местные деятели, и были арестованы не менее 200 человек, а затем развернуло широкомасштабные репрессии, преследуя всех, кто его критикует или подвергает сомнению официальную версию событий.
Десятки людей - журналистов, блоггеров, активистов, юристов, многих влиятельных жителей Горного Бадахшана и других - в последние недели были брошены за решетку, часто после осуждения на закрытых судебных процессах. Несколько членов «Комиссии 44» - независимой группы, созданной в конце 2021 года для расследования смерти местного активиста, - были приговорены к длительным срокам заключения. Власти отвергли призывы к расследованию случившегося в Горном Бадахшане.
Статьи по теме:
Анора Саркорова: «Прокурорская ложь о событиях на Памире – коротко о главном»
Анора Саркорова: как Россия выдает оппонентов режима Эмомали Рахмона