В качестве причины неожиданного приступа свободолюбия Алламжонов упомянул призыв представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Арлема Дезира прекратить блокирование СМИ, чтобы обеспечить общественности доступ к важным новостным и текущим ресурсам.
«Я написал властям [Узбекистана] с просьбой провести серию реформ для обеспечения беспрепятственного доступа к онлайн-СМИ», - говорится в заявлении Дезира от 17 апреля. - «Я хотел бы повторить государственным органам, что любые блокирующие меры могут быть оправданы только в соответствии с международными стандартами, использоваться только в исключительных случаях и быть строго пропорциональны законной причине».
Алламжонов сообщил, что ознакомился с заявлением Арлема Дезира о затрудненном доступе к некоторым зарубежным новостным веб-ресурсам, и тщательно изучил его. «По итогам изучения, были выявлены определенные технические неполадки, которые препятствовали полноценной работе указанных веб-ресурсов в Узбекистане, и приняты соответствующие меры по их устранению», – пояснил он.
Одновременно чиновник призвал зарубежные СМИ и журналистское сообщество «не использовать непроверенную и предвзятую информацию, а также не допускать распространения необоснованных слухов и домыслов».
Напомним, что информационные сайты «Фергана», «Озодлика» и узбекской службы Би-би-си блокируются в Узбекистане с 2004 года, после революций в Грузии и в Украине. Азиатерра была заблокирована в 2014-м, через несколько месяцев после своего создания – из-за публикации статьи «Наблюдатели ОБСЕ оказались под наблюдением».
На наш взгляд, истинной причиной возобновления доступа к заблокированным ресурсам является, конечно, не инициатива г-на Алламжонова, который является всего лишь исполнителем воли президента Мирзиёева, и даже не призыв ОБСЕ, годами призывавшей к изменению положения, на что узбекские власти и ухом не вели, и даже более того, бесстыдно лгали, что никакие СМИ в Узбекистане не блокируются.
Подоплека дела в том, что вскоре должен состояться визит в Узбекистан президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, видимо, с большой группой немецких политиков и журналистов. И они могут поинтересоваться ситуацией с обеспечением свободы слова, доступом к независимым изданиям и т.д. Отвечать, что они перманентно блокируются – бросить тень на светлый имидж президента-реформатора, открытого для сотрудничества и инвестиций.
Надо сказать, что многие необходимые для страны решения принимаются не по причине их очевидной полезности, а исключительно «под поездку» Мирзиёева в какую-нибудь развитую страну, ратующую за прав человека, либо «под приезд» высокопоставленного гостя (это говорит о том, что сам он не очень-то склонен принимать эти решения). Например, в 2018-м перед поездкой президента Узбекистана в США оправдали трёх из четырех участников «антиправительственного заговора» с участием журналиста Бобомурода Абдуллаева, а сам он отделался «гуманным» наказанием в виде года и двух месяцев исправработ.
По аналогичным «имиджевым» причинам недавно были разблокированы Фейсбук, Ютуб, ВКонтакте и ряд популярных голосовых мессенджеров, доступ к которым был затруднен с осени 2018 года. Подобная блокировка в новейшей истории Узбекистана была не первой: с 2015-го по 2018-й год власти бесстыдно лгали об основании для блокировки Скайпа и других программ, голосовой связи. Окончание «технических работ», которыми всё это объяснялась, годами переносилось на месяц-другой вперед. На деле Скайп вновь заработал лишь в мае 2018 года.
Так что после отъезда президента Германии «технические неполадки» могут возникнуть вновь...