В Папском районе Наманганской области Узбекистана задержали правозащитниц за требование не закрывать горно-металлургический колледж

Среда, 26 Августа 2020

26 августа в поселке Чодак Папского района Наманганской области были задержаны правозащитницы из Ташкента Елена Урлаева и Солмаз Ахмедова, которым незадолго до ареста удалось сообщить о произошедшем с ними инциденте, дозвонившись до редакции Азиатерры. 

По словам Елены, 25 августа они выехали из Ташкента в поселок Чодак по просьбе педагогического коллектива Папского профессионального колледжа сервиса и горной металлургии, чтобы провести на месте совместную акцию протеста против закрытия этого единственного на всю округу учебного заведения, временно перекрыв движение по автотрассе. «Все наши действия, задуманные для привлечения внимания властей к проблемам населения, не выходили из рамок закона и были заблаговременно согласованы на соответствующем уровне», - подчеркнула правозащитница.

Однако вместо местного руководства (женщины ждали встречи с главой районной администрации) их встретила группа сотрудников правоохранительных органов и спецслужб, которые повели себя, мягко говоря, недостойно. Их было более десяти человек.

«В основном собрались женщины – местные учителя и активисты (в колледже на 1200 учащихся заняты 47 преподавателей), но с нами обращались по-хамски, не церемонясь в словах и действиях, - сказала сильно взволнованная Урлаева. – У меня отобрали личные вещи, в частности фотоаппарат, флэшки и даже наличность – нам даже не на что ехать обратно. Все, к кому мы могли б обратиться за помощью, к этому моменту задержаны».

Всю группу несогласных, а это около 30 человек, которые вышли на мирную акцию протеста, увезли «разбираться» в Папское РУВД, расположенное в 40 минутах езды от поселка Чодак.

В беседе с редакцией Солмаз Ахмедова пожаловалась на сильную боль в левой ноге, которая пострадала от наезда машины «Нексия» (она запомнила лишь номер «727»: все данные, в том числе и об этом происшествии, - в изъятых флэшках), за рулем которой был неизвестный водитель. Правозащитницы не исключают, что это мог быть умышленный наезд, совершенный сотрудником из силовых органов (но быть уверены не могут, поскольку никто из присутствовавших на месте «стражей порядка» себя не афишировал).

В местной больнице, скорее напоминающей заброшенную конюшню, ногу Ахмедовой загипсовали – рентген показал трещину на голеностопной кости.

По последним сведениям, Елена и Солмаз, которые намеревались вернуться домой сегодня, всё еще (к 17.00 ташкентского времени) находятся в отделении милиции в райцентре Пап, как, впрочем, и несколько других задержанных. Телефон у них почти разрядился, дозвониться до них практически невозможно, и женщины пока не знают, как сложится дальнейшая ситуация.

Позже стало известно, что причиной всех бед, свалившихся на головы правозащитников и активистов, оказался местный «авторитет» - депутат Тулкин Эрматов, он же первый зам хокима (главы администрации) по работе с махаллями всего Папского района. Это он заставил милицию забрать всех «бунтовщиков» в участок. Об этом редакции сообщил местный активист из махалли «Майдон», участник афганской войны 80-х Каримжон Мадазимов, также задержанный, как он выразился, «неизвестно за что».

По словам ветерана, никто Эрматова не выбирал (его тесть работает в банке, а сам он раньше работал в милиции), он только в прошлом году освободился из тюрьмы – «отсидел 2 или 3 года из 6 положенных - за воровство и продажу в крупных размерах золота из местного золотодобывающего рудника «Олтин кон». Говорят, что откупился, сократив срок отсидки.

«Я не боюсь говорить об этом громко, знаю, вот тут все в милиции сейчас тоже слышат меня (могут передать по адресу), я везде открыто говорю об этом и пишу, но никто не хочет разбираться по сути. Как можно ставить на руководящие должности человека, который откровенно преступными действиями практически уже вынудил народ потерять доверие к власти! Честного человека здесь не слышат, в Чодаке нет справедливости! У нас нет элементарных условий быта, нет даже питьевой воды, дети болеют, а этим горе-руководителям всё нипочем. Зато стоит только заговорить во всеуслышание о социальных проблемах, так тебя сразу же записывают в «бунтовщики», - посетовал Мадазимов.

Поднявшая следом трубку Елена Урлаева быстро произнесла, что сотрудники милиции просят прекратить телефонное общение.

Поселок Чодак с населением 58 тысяч жителей (из них более половины – 34 тысячи человек – таджики, которые, по информации ташкентских правозащитниц, ощущают на себе этническую дискриминацию) под Наманганом сегодня представляет жалкое зрелище с точки зрения отсутствия соответствующей инфраструктуры. Здесь нет даже водопроводной воды, люди вынуждены пользоваться водой из арыков, число больных и безработных зашкаливает, и вдобавок ко всему молодежи перекрывают доступ к образованию.

Кроме того, нет в этом живописном горном регионе ни своей «скорой помощи» (до райцентра ехать минут 40), ни пожарных, ни детских дошкольных учреждений, на территории наблюдается большая смертность. Единственная местная больница, где ставили гипс Солмаз Ахмедовой, в удручающем состоянии. И при этом закрывают школы с таджикским языком обучения, теперь вот и судьба единственного колледжа с прекрасным современным оборудованием, обеспечивавшего необходимыми специалистами горнодобывающую отрасль страны, похоже, предрешена - общежитие на 50 человек уже отобрали...

Тем временем узбекские СМИ рапортуют о том, что в социально не устроенном Чодаке в эти дни приступили к реализации крупного туристического проекта в виде строительства престижной зоны отдыха стоимостью в 800 тысяс долларов. Как обычно: всё лучшее – богатым дядям и туристам, а местные жители подождут


Соб. инф.