В ходе протестов против мобилизации в России журналисты стали объектом репрессий

Вторник, 04 Октября 2022

После того, как 21 сентября было объявлено о «частичной» мобилизации – в ходе освещения протестов десятки журналистов по всей стране подверглись прессингу со стороны полиции, который варьировался от запугивания до открытого насилия, сообщают «Репортеры без границ» (RSF).

«Как о том свидетельствует ликвидация таких знаковых СМИ, как «Новая газета», одной из основных целей российских властей, которые стремятся подавить любой голос, сообщающий версию событий, отличную от той, которую хочет навязать Владимир Путин», является независимая пресса, – заявили в бюро Восточной Европы и Центральной Азии «Репортеров без границ», – Организация RSF приветствует мужество независимых журналистов оказавшихся лицом к лицу с этой жестокой войной против информации и призывает власти прекратить нападки на прессу».

По меньшей мере 20 журналистов столкнулись с воспрепятствованием их работе по освещению демонстраций против мобилизации, которые прошли в более чем десяти российских городах.

Корреспондентка «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» Юлия Вишневецкая была арестована 26 сентября в южном городе Махачкала в ходе освещения протестов и на следующий день приговорена к пяти дням тюремного заключения за «нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Затем власти ложно объявили о ее переводе в другой изолятор временного содержания и скрывали ее местонахождение в течение нескольких часов, чтобы не дать ей возможности встретиться со своим адвокатом.

Запугивание принимает также и иные формы. В Архангельске, на севере страны, корреспондент Rusnews Андрей Кичев был арестован два раза – 21 сентября и, повторно, 24 сентября, несмотря на то, что он был даже в жилетке с логотипом «Пресса». Помимо обвинения в «участии в несанкционированной демонстрации», ему также вручили повестку военкомата и исключили из университета, из-за чего он потерял статус студента, защищавший его от мобилизации.

1

Главный редактор Rusnews Сергей Айнбиндер также был дважды задержан. Первый раз – 24 сентября в Москве, когда он находился в метро в жилетке с надписью «Пресса», а второй – 26 сентября в столице республики Дагестан Махачкале в ходе съемок демонстраций. Во время второго задержания сотрудники полиции повредили его оборудование, избили и отвезли в полицейский участок, где он провел ночь, после чего его отпустили без предъявления обвинений.

Полицейское насилие, с которым постоянно сталкиваются участники демонстраций в России, затронуло и корреспондента SOTAvision Федора Орлова, которого задержали 21 сентября в то время, как он освещал демонстрации в Воронеже. В результате жестокого обращения полиции, которая доставила его в участок, где его два часа держали в наручниках у него образовалась гематома. Он был приговорен к 15-суточному заключению. Обвинения против него неизвестны: его редакция потеряла с ним контакт неделю назад.

По всей стране зафиксировано множество иных ограничений права на информацию. Так было в Екатеринбурге, где 24 сентября были несколько раз задержаны журналистки RusNews, «Росдерджавы» и «Вечерних Ведомостей» Ирина Саломатова, Кристина Хакер и Алевтина Трынова. В полицейском участке у них отобрали телефоны, лишив возможности общаться с родственниками и редакцией и подвергнув риску разглашения их персональных данных.

В двух главных городах страны аресты также проводились на полях демонстраций. Например, когда 23 сентября журналистка издания Baza Ксения Хабибулина снимала интервью возле военкомата в Москве, к ней подошли сотрудники милиции. Она была доставлена в участок, но отпущена в тот же день. Рано утром 24 сентября В Санкт-Петербурге сотрудники полиции ворвались в дом журналистки Виктории Арефьевой, работающей в онлайн-СМИ SOTA. Её обвинили в «телефонном терроризме» и продержали двое суток в заключении. Редакция осудила эту стратегию запугивания, цель которой – помешать журналистам освещать протесты.

Это давление, которому подвергаются журналисты хорошо иллюстрирует ужесточение законодательства в отношении журналистов, произошедшее после вторжения России в Украину.

Принятая 4 марта 2022 года значимая поправка к закону о дезинформации 2019 года предусматривает до 15 лет лишения свободы для журналистов, публикующих о российских вооруженных силах ту информацию, которую власти сочтут «ложной» или «дискредитирующей» их. Помимо закона от четвертого марта, в который неоднократно вносились поправки, за последние семь месяцев было принято по меньшей мере шесть законодательных текстов в духе фантазий Джорджа Оруэлла.

Россия занимает 155 место из 180 во всемирном индексе свободы прессы RSF за 2022 год.


Соб. инф.