Именно на его месте, после того как мемориал был снесен бульдозерами, местные власти построили несколько зданий (об этом сообщило радио «Озодлик).
Городище Самсарак до 2019 года
Справедливости ради напомним, что с мемориальным комплексом, существовавшим в Буке, власти начали расправляться еще в первой половине «нулевых». Этот комплекс, правда, в отличие от обычных военных памятников, был сильно идеологизирован – на возвышающемся посреди города холме-городище, на высоком пьедестале стояла скульптура человека с факелом в руке, а за ней широкие плиты с сюжетами, увековечивающими военные и трудовые подвиги советского народа, начиная с гражданской войны.
Примерно в 2003-2004-м человека с факелом срезали, оставив лишь пьедестал, а с воздвигнутого перед холмом памятного стенда посбивали таблички с именами погибших на фронте жителей Буки. Вместо этого назидательно написали, что народ, нация и родина, подобно руслу реки, начинаются с семьи. В итоге от мемориального комплекса осталась лишь часть - заброшенные стелы-плиты, между которыми горожане пасли свой скот. А невдалеке от холма установили новенькую статую стандартной Скорбящей матери.
В 2019-м не стало и семи стел с сюжетными изображениями.
Городище Самсарак в наше время
Сносы памятников и мемориалов солдатам Второй Мировой, в отличие от стран Закавказья и Прибалтики, в Узбекистане не имели какого-либо законодательного или хотя бы четко сформированного обоснования. Если в тех государствах их ломали либо переносили после продолжительных дискуссий, после принятия соответствующих законов и их утверждения в местных парламентах, в условиях освещения этого процесса прессой, то в Узбекистане не происходило и поныне не происходит ничего подобного.
Неофициальной причиной сноса стала не единожды высказанная покойным диктатором Узбекистана Исламом Каримовым мысль, что, мол, Вторая Мировая – была «не наша война», из чего проистекал вывод, что воины-узбекистанцы погибли «зря».
Заброшенный мемориальный комплекс на городище Самсарак, 2015 год
Видимо, от «первого лица» и последовало негласное, неофициальное распоряжение: без лишнего шума посносить все памятники советским воинам и заменить их памятниками Скорбящей матери. Иначе говоря, лишить погибших права на память (ведь на фронтах войны с нацистами умирали всё-таки они, а не их родители, жены и дети).
Так узбекистанские солдаты Второй Мировой оказались «в опале».
Заброшенный мемориальный комплекс на городище Самсарак, 2015 год
В течение ряда лет, начиная приблизительно с конца 1990-х, большинство памятников и мемориалов бойцам Второй Мировой были снесены. Встречаясь с Путиным и другими главами стран СНГ, Ислам Каримов, как обычно, толкал правильные речи о необходимости особого отношения к фронтовикам, о сохранении человеческой памяти, а потом выяснялось, что в это же время рабочие разносили вдребезги очередной монумент.
Ту же политику продолжает и второй президент Узбекистана, Шавкат Мирзиёев. И если первый открыто объяснять причины сноса памятников не хотел, то второй, ввиду скромного интеллектуального потенциала, сделать это, видимо, просто не в состоянии.
(Подробнее о сносах памятников в Узбекистане рассказывается здесь, здесь и здесь.)
Типовой памятник Скорбящей матери в Буке, 2015 год
Напомним, что дело о повреждении древнего городища Самсарак было рассмотрено Букинским районным судом по уголовным делам 16 ноября 2020 года. Согласно его решению, ущерб составил 239 миллиардов сумов ($22,6 миллиона). По словам представителя ведомства, в одной из сторон на нем было прорублено отверстие, чтобы позволить машинам выезжать, и были установлены лестницы. Общая площадь повреждения составляет 12.646 кубических метров.
Чиновники, построившие здания на возвышенности, внесенной в список культурного наследия, были привлечены судом к ответственности. Однако суд постановил, что штраф должен быть оплачен не самими виновными, а администрацией Букинского района. То есть, погашение ущерба традиционно было возложено на плечи народа.
О каком-либо наказании за преднамеренно уничтоженный мемориальный комплекс, не идет и речи.
Комментарии