Узбекистанские правозащитницы призвали независимого эксперта ООН помочь жителям регионов, не обеспечивающихся природным газом

Вторник, 11 Октября 2022

Правозащитницы Елена Урлаева и Солмаз Ахмедова, входящие в неформальный «Правозащитный альянс Узбекистана», обратились с открытым письмом к независимому эксперту ООН по вопросу о последствии политики экономических реформ, в котором призвали его помочь в обеспечении граждан республики природным газом.

В письме говорится, что, имея высокие запасы газа и золота, правительство Узбекистана не снабжает жителей регионов природным газом; в основном они получают сжиженный газ и некачественный уголь, которые при сгорании образуют угарный газ; отравление им может привести к смерти.

В правительстве Узбекистана никто не может изменить эту политику, чиновники говорят, что приказа «сверху» не было, и что ресурсов природного газа нет, продолжают авторы обращения.

5 октября правозащитница Елена Урлаева провела пикет возле здания Кабинета министров Узбекистана с плакатом «Требуем срочно обеспечить жителей махалли «Сарой» в Каршинском районе, махалли «Тараккиёт» в Сырдарьинском районе, махалли «Туркон» в Бухарском районе природным газом. Необходимо отменить обогрев углём и применение сжиженного газа в детсадах, школах, поликлиниках – это умышленное преступление государства».

В своём заявлении она попросила организовать ей приём у министра энергетики РУз, заявление было принято.

Елена Урлаева и Солмаз Ахмедова выезжали в специальные рейды для изучения ситуации и сбора информации по данной проблеме, посещали Бухарскую, Кашкадарьинскую, Наманганскую, Сырдарьинскую области Узбекистана.

Во всех перечисленных регионах картина одна и та же - при СССР все обеспечивались природным газом, люди жили в тепле и готовили на газе еду, никто не болел.

Сейчас положение противоположное – жители замерзают в домах, дети мерзнут в детсадах, школах, поликлиниках, от угля и сжиженного газа ухудшается их здоровье, для обогрева и приготовления еды люди вынуждены вырубать фруктовые деревья.

Однако вместо того, чтобы обеспечить природным газом детские учреждения, представители власти на местах – хокимы – направляют газ в свои дома, в дома своих родственников, на объекты своего бизнеса – кирпичные заводы, метановые заправки, обеспечивают газом иностранных инвесторов.

Такую политику надо менять, необходимо принимать решения во благо детей, населения страны, отмечается в обращении.

1

Елена Урлаева проводит акцию протеста

В качестве примера правозащитницы рассказывают о ситуации в Бухарском районе одноименной области, где 3 и 4 октября вместе с активисткой махалли (квартала – ред.) «Туркон» Лайло Кахаровой они вели переговоры в областном хокимияте с чиновниками и специалистами по газу.

Подачи природного газа требовали многие жители этой густонаселенной махалли, были собраны подписи 889 жителей, собраны деньги на проведение газопровода, было проведено расследование, как с помощью разных махинаций чиновники направляют газ бизнесменам. Лайло Кахарова сообщила, что от холода и простуды умер её муж, сама она отравилась угарным газом и находилась на лечении в местной больнице. При этом активисты махалли «Туркон» преследуются местной милицией, когда пытаются провести собрание или отправляются в Ташкент, чтобы посетить соответствующие организации.

Сама Кахарова обошла все инстанции в Ташкенте, приглашала блогеров и телевидение для освещения этой проблемы, но кроме траты своих денег, а также угроз помещения её в психбольницу, ничего не добилась.

2

Деревья вырубаются на дрова

Елена Урлаева приводит некоторые фото и цитирует сообщения, присланные ей Лайло Кахаровой (мы немного их подредактировали, так как русский – не её родной язык):

«Вот та труба, направленная в птицефабрике, взята из-под земли. Она проходила мимо нас, к ней мы и были присоединены в 2009 году. Те, кто твердят, что там, мол, нет газа, врут и нам, и вам. [Газ] отправляют на птицефабрику и [на] метановые заправки, парники, расположенные после нас [нашего поселка], в направлении Вабкента, по трассе Бухара – Ташкент».

«Я вам отправлю аудио и видео, где люди говорят, как в обрезанные трубы напихали тряпки, хлопок, и этим уменьшали поток поступающего в дома газа; это не только у нас они так делали – во всех регионах. (…) Люди боятся правду говорить и мне приходиться всё тайком снимать (…). В тот день [мне] сказали, что ещё предстоит селение по планировке перевести на сжиженный газ».

«Жители вынуждены вырубать свои личные сады и огороды, чтобы дети и старики не болели, потому что денег на лечение нет, едва концы с концами сводят, выживают. У некоторых уже дети стали инвалидами, простудив почки, остались без почки маленькие дети».

«После обращения народа правоохранители насильно заставляют писать расписку, что за следующую их акцию последует наказание по статье «Нарушение спокойствия страны и бунт среди населения» (такой статьи не существует – ред.), хотя мы хотели собраться 8 марта и поехать к областному хокиму с заявлением о восстановлении наших прав, и чтобы они нам подключили несправедливо отключенный газ. Всего лишь хотели восстановить наши конституционные права».

«В нашем селении живёт единственный ветеран ВОВ Бухарского района, которому исполнилось сто лет, боровшийся за будущее поколение, но и его мнение не приняли в счёт, его просьбу отклонили, сказав, что газа нет, и он сидит в вонючей комнате, которая отапливается навозом».

«Он хотел дать нам интервью, но его дети не позволили, сказав, что они под давлением, и чтобы ветеран никому не дал себя использовать для подключения газа. Вот такое у нас давление со стороны правительства».

«На этом видео мы скрытно записали рабочих метановой заправки, расположенной после нас [нашего поселка] в Вабкентском регионе, вдоль трассы Бухара-Ташкент. Не замечая нашей съемки, он [один из них] выложил правду, говоря, что эти метановые заправки, птицефабрика, расположенная в двух километрах от трассы, парники, расположенные вдоль трассы, - все подсоединены к большой трубе, и жители тоже получают отсюда [газ]. (…) А распределяет [газ на] область хоким Зарипов Батыр Камалович, вот он и выделил [его] уже тем регионам, где живут высокопоставленных чиновники и их родственники, послушайте аудио».

Лайло Каханова рассказывает, что сотруднки райгаза Каганского района [Бухарской области], чтобы уменьшить подачу газа в трубу, ведущую в кишлак Намунали, напихали в неё резины. По её словам, жители Намунали думают, что это сделали люди из вышерасположенного кишлака, но на самом деле это делают работники райгаза по приказу начальства, отключая газ под предлогом ремонта.

«Послушайте видео, начиная с 3 минуты 40 секунды, - говорит Кахарова. – Женщина рассказывает, что, когда у них уменьшился напор газа, народ с детьми около школы вышел на митинг. Приехал хоким и сказал, чтобы они новые трубы положили. Народ собрал по 600 тысяч сумов (около 55 долларов – ред.) и начали укладывать трубы. Когда довели до начала кишлака, там обнаружили, что старая труба забита резиной. Её убрали, и газ начал поступать хорошо, как раньше. Поэтому новую трубу дотянули только до школы, а в домах не поменяли (…)».

Правозащитники Альянса намерены действовать, чтобы восстановить социальные и экономические права жителей указанных регионов Узбекистана, отмечается в тексте обращения.


Соб. инф.


Комментарии  

#1 Уcманали 12.10.2022 20:00
Никакого законодательства, никакой справедливости, один бандитизм и не более...
Цитировать | Сообщить модератору