Судьба Гульнары Каримовой кажется уже не очень интересной. Давно, комментируя ее арест, генеральная прокуратура Узбекистана скупо сообщала, что дочь президента и бизнесвумен нанесла ущерб стране на сумму в 1,3 миллиарда долларов. При этом никаких деталей в отношении уголовных дел внутри страны никто не знает.
У Гульнары Каримовой есть швейцарский адвокат, на протяжении многих лет пытающийся защищать ее права, за что ему в 2019 году запретили въезд в Узбекистан.
Этот адвокат обратился в Рабочую группу ООН по произвольным задержаниям, один из немногих органов, которые используют правозащитные организации, чтобы привлечь внимание к незаконным арестам активистов в авторитарных странах. Недавно Рабочая Группа ООН вынесла заключение о том, что Гульнара Каримова была лишена всех возможных прав на справедливое судебное разбирательство и ее задержание является произвольным.
Хотя судьба Каримовой, остающейся в заключении более 10 лет, никого кроме ее детей не волнует, решение Рабочей Группы ООН демонстрирует в каком жалком положении находится судебная система в Узбекистане. Это зона особого риска, это бои без правил, без жалости, это про бандитские порядки в узбекской правоохранительной системе. Это то, над чем должны задуматься те бизнесмены, которые в данное время находятся в милости у государства, но это может измениться очень быстро. Примеров тому множество.
Что примечательно в истории Каримовой. Она совершила достаточно доказуемых преступлений как внутри Узбекистана, так и за его пределами. Её преступления можно было бы расследовать и судить законными методами. Открытое и справедливое судебное разбирательство всех коррупционных дел, в которых виновна Каримова, могло бы немного оздоровить общество, очистить его от ее подельников, компенсировать ущерб потерпевшим, повысить доверие крупных иностранных инвесторов к судебной системе в Узбекистане.
Но у узбекского «правосудия» задача не состояла в том, чтобы раскрыть коррупционные преступления Каримовой и наказать виновных. Задача была в том, чтобы изолировать ее от всех и ни в коем случае не дать ей говорить. Открытый состязательный судебный процесс предполагает, что обвиняемый в любом преступлении имеет право на защиту, имеет право выступать и выдвигать свои аргументы на открытом суде. Без надлежащих процедур это не суд, а мафиозная разборка. Но Каримова ни в коем случае не должна была заговорить, тем более публично. За сухими фразами решения рабочей группы ООН скрывается бездна проблем уродливой абсолютно зависимой правоохранительной и судебной системы Узбекистана.
Каримова стала жертвой системы, построенной ее отцом и порядками беззакония, которые должны были служить ей и ее семье, но обернулись против нее. Ее, наверное, никому не жалко. Но проблема в том, что в Узбекистане сложилась система, когда коррупционеров сажают, но коррупции меньше не становится. То, что Каримова может сидеть в тюрьме бесконечно, без возможности публичного справедливого суда, только продолжает порочную практику отсутствующего правосудия.
Из решения Рабочей группы ООН:
«Каримова была арестована 14 февраля 2014 года. Ей не было предъявлено никаких документов, обосновывающих арест. Она провела 18 месяцев под домашним арестом без права контакта с внешним миром, вместе со своей 15-летней дочерью, которая всё это время не могла ходить в школу. Каримова не имела возможности обжаловать свое задержание в каком-либо судебном органе, ей не предоставили доступ к материалам дела, она не имела возможности допросить свидетелей, не имела доступа к адвокату.
21 августа 2015 года состоялся суд - на её кухне. На кухне присутствовали назначенные ей двое адвокатов, с которыми она не могла заранее пообщаться. Этот кухонный суд приговорил ее к 5 годам домашнего ареста с полным запретом на контакт с внешним миром.
В ноябре 2016 года, швейцарский адвокат смог встретиться с Каримовой. За день до встречи с адвокатом «прокурор грубо схватила г-жу Каримову за руку и сказала ей, что она знает, что ей нужно будет сказать на следующий день. В результате этого инцидента на руке Каримовой остался большой синяк диаметром 8 см. Узбекские власти запретили Каримовой разговаривать с ее швейцарским адвокатом».
18 декабря 2017 года Каримова была доставлена в Ташкентский областной суд, где она была признана виновной в еще одной серии преступлений. «Не известно, вёлся ли протокол во время второго судебного разбирательства. Г-жа Каримова, как сообщается, была представлена адвокатом, с которым она никогда ранее не встречалась. Отмечается, что г-жа Каримова не участвовала в каких-либо предварительных слушаниях до суда. По утверждениям, г-жа Каримова не могла подать апелляцию или обратиться в суд, поскольку такая возможность либо отсутствовала, либо ей был закрыт доступ к ней. Кроме того, как указано в приговоре, судебное разбирательство проходило за закрытыми дверями, хотя никаких конкретных обвинений или обстоятельств, оправдывающих это, не было. Она была приговорена к 10 годам тюремного заключения и в январе 2018 переведена в исправительную колонию в Ташкентской области».
«Во время последнего визита адвоката г-жи Каримовой из третьей страны в Ташкент 11 и 12 октября 2018 года узбекские власти препятствовали его встречам. Власти систематически задерживали начало встреч, несколько раз прерывали их и насильно прекращали до запланированного времени. Из-за этих многочисленных препятствий общее время встреч за два дня не превысило трех часов 15 минут. Каримова и ее адвокат из третьей страны не могли свободно разговаривать во время этих встреч из-за опасений, что их записывают или подслушивают».
В сентябре 2019 года Каримовой предъявили третий пакет обвинений. Каримовой разрешили иметь двух адвокатов по выбору, но они не могли защищать ее должным образом, так как подвергались и по-прежнему подвергаются крайнему давлению со стороны властей Узбекистана. 18 марта 2020 Каримова была признана виновной в хищении государственных средств и ряде других преступлений и приговорена к 13,4 годам лишения свободы.
«С 12 июня 2019 года г-же Каримовой не разрешается встречаться со своим адвокатом из третьей страны. В декабре 2019 года узбекские власти вынесли решение о запрете на въезд в Узбекистан до 31 декабря 2024 года адвокату из третьей страны, после того как он опубликовал в социальных сетях несколько заявлений, в которых, в частности, критиковал систематическое нарушение прав г-жи Каримовой узбекскими властями. Узбекские власти квалифицировали эти заявления как «деструктивные действия» и «распространение ложной информации» и проинформировали Генеральную прокуратуру третьей страны о том, что они больше не будут разрешать адвокату г-жи Каримовой посещать её».
«Г-жа Каримова в настоящее время содержится в исправительной колонии Зангиота. Она по-прежнему находится в полной изоляции и не имеет права отправлять или получать почту, а также звонить или получать телефонные звонки, в том числе от членов своей семьи.
В свете вышеизложенного Рабочая группа выносит следующее заключение: лишение свободы Гульнары Каримовой, являющееся нарушением статей 3, 8, 9 и 11 Всеобщей декларации прав человека и статей 2, 9 и 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, является произвольным.
Рабочая группа настоятельно призывает правительство обеспечить полное и независимое расследование обстоятельств произвольного лишения свободы г-жи Каримовой и принять надлежащие меры в отношении лиц, ответственных за нарушение ее прав».
Умида Ниязова, директор Узбекского форума по правам человека
Статьи по теме:
Узбекистан вернул ещё $95 миллионов из активов Гульнары Каримовой, конфискованных в Швейцарии
Швейцария вернёт в Узбекистан ещё 182 миллиона долларов Гульнары Каримовой
Генпрокуратура Швейцарии потребовала конфисковать $480 млн Гульнары Каримовой по делу «Офиса»
Для возврата денег Гульнары Каримовой в Узбекистан будет создан специальный трастовый фонд
Ташкент надеется на новые переговоры по возврату замороженных средств Гульнары Каримовой
Два курорта, гостиница и бизнес-центр, принадлежавшие Гульнаре Каримовой, выставлены на продажу
Гульнара Каримова получила шанс «разморозить» 350 миллионов долларов, хранящихся в Швейцарии
Узбекистан получил 10 миллионов долларов из активов Гульнары Каримовой во Франции
Сын Гульнары Каримовой обвинил президентскую семью в присвоении имущества матери
Профессиональную преступницу Гульнару Каримову приговорили к 13-летнему заключению
Гульнара Каримова попросила освободить её за 686 миллионов долларов, украденных у народа Узбекистана
Гульнару Каримову «секретно» судили в пятый раз, и собираются судить снова
Виллу Гульнары Каримовой в горах Ташкентской области передают младшему зятю Шавката Мирзиёева
Грабь награбленное? Куда попадают деньги Гульнары Каримовой
О Гульнаре Каримовой и ее фонде «Форум»