Согласно списку хокимията Чирчика, на собрании присутствовали или должны были присутствовать хоким (глава администрации) К. Рашитов, заместитель хокима Д. Юлдашев, замхокима по инвестициям Б. Тургунбоев, председатель женсовета З. Миргазиева, прокурор Чирчика Б. Иброхимов, начальник ГОВД Чирчика Д. Мухамеджонов, представители налоговой и кадастровой служб, частных и государственных банков, представители махаллинских (квартальных) комитетов, различных служб по коммунальному хозяйству, то есть люди, которые каким либо образом причастны к сбору хлопка, либо к обслуживанию сборщиков хлопка (например, сотрудники банков раздают деньги сборщикам хлопка, сотрудники налоговой инспекции являются бригадирами хлопковых отрядов, хоким и его замы организуют хлопковые полевые штабы с информационными центрами по сводкам сбора хлопка). Каждое утро от здания городского хокимията на поля отправляются автобусы и маршрутные машины со сборщиками хлопка.
Солмаз Ахмедова перед городской администрацией г. Чирчика
Сотрудники хокимията разрешили правозащитницам зайти в конференц-зал, так как у Елены Урлаевой был бейджик с надписью, что она является национальным экспертом в хлопковой кампании 2019 года.
Несколько минут Солмаз Ахмедова и Елена Урлаева находились на селекторной конференции, слушали и записывали слова президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, который говорил о необходимости увеличения хлопковых кластеров (фермеры выступают против кластеров), об экспорте, об инвесторах, которые готовы вкладывать свои капиталы в страну.
Чиновники в конференц-зали
Однако затем селекторная связь была отключена и заместитель хокима Пулатов, сотрудники милиции и национальной гвардии стали силой выводить правозащитниц из зала. Сотрудники нацгвардии схватили Солмаз Ахмедову за руки и, применяя силу, зажали ей руки. Пока в течении примерно пяти минут они выводили Солмаз из зала, кровообращение у нее было нарушено и Солмаз почувствовала себя плохо (недавно она перенесла два инсульта).
Елена Урлаева потребовала от милиции и замхокима Пулатова, чтобы была вызвана «скорая», прибывший врач Б. Юлдашев оказал медицинскую помощь.
После этого представитель пресс-службы хокимията Мамараим Исроилов стал расспрашивать правозащитниц о причине их приезда в хокимият. Они заявили, что требуют вывоза сборщиков хлопка из района близ Найманской плотины и служебного здания этого режимного объекта, в котором расположился хлопковый штаб Чирчика и даже на плотине была развешена одежда.
Селектор
Затем правозащитниц повезли в ГОВД г Чирчика. Там их допрашивали разные сотрудники спецслужб, требуя рассказать, кто вызвал их в хокимият. Они спрашивали, что женщины слышали из речи Мирзиёева, и кто выдал фальшивый бейджик Елене Урлаевой.
Правозащитниц удерживали более трёх часов, с их мобильных телефонов была удалена вся информация.
Солмаз Ахмедова, в свою очередь, задавала вопросы: почему хокимы в полевых штабах имеют много [разных] продуктов и фруктов, а на столах [обычных] сборщиков хлопка - один кусок хлеба и три кусочка сахара; почему им не выдают деньги за семь дней и заставляют работать еще пять, и почему мужчины должны собирать хлопок и носить тяжёлые мешки. Ответ [представителя] национальной гвардии: «Они заслужили это». «Такого нет», - говорил замхокима.
Список чиновников
Правозащитники альянса сделали вывод: президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев отдаёт приказы, направленные против фермеров, на расширение [хлопковых] кластеров, и это всё держится в секрете, но все представители власти знают об этом и молча выполняют иногда преступные приказы президента Узбекистана. Президенту хочется завлечь инвесторов и разные текстильные фирмы, но не в интересах народа и не в интересах развития экономики страны.
Невозможно тайными приказами эксплуатировать народ, а на международном уровне показывать борьбу с принудительным трудом при сборе хлопка. Поэтому 5 ноября и произошло задержание правозащитниц, говорится в распространенном тексте.