В своих интервью для Kun.uz и Qalampir.uz политолог Хамид Садык, эксперт по вопросам образования и бывший глава «декорационного» движения «Камолот» Бахадыр Ганиев, руководитель правозащитного общества «Эзгулик» Абдурахман Ташанов, бывший заместитель министра финансов и экономист Абдулла Абдукадыров (в настоящий момент - первый заместитель главы Агентства стратегических реформ) и другие специалисты анализировали плюсы и минусы этого процесса, стартовавшего по инициативе Мирзиёева с 1 января, и озвучивали свои видения и предложения по проведению реформы.
Разговор, в частности, касался грядущего сокращения числа министерств и ведомств с 61 до 28 и уменьшения общего штата госорганов аж на 30 процентов. Правда, с оговоркой, что процесс будет поэтапным, то есть 30 процентов госслужащих сразу уволены не будут (кто бы сомневался). Как, например, переживет сокращение своих бесценный кадров раздутый Кабинет министров? Ведь трудно даже представить, что из существующих там на сегодня 269 штатных единиц останется всего 120…
Но самое отрадное в этой идее – экономия (за счёт сокращения не в меру раздутых госорганов и оптимизации их расходов) госбюджета, которая составляет, по расчетам финансистов-экономистов, ни много ни мало 2,8 триллиона сумов ($247 миллионов – ред.).
Здание Минюста в Ташкенте. Фото издания Кун.уз
После этого на сайте Минюста появилась критическая публикация в «обиженном» тоне в адрес вышеупомянутых СМИ из-за «одностороннего освещения административной реформы только с отрицательной точки зрения» и интервью с «людьми, не являющимися экспертами в теме или не обладающими необходимыми знаниями и опытом». Ведомство, что называется, грудью встало на защиту админреформы с сомнительной реорганизацией и объединением многочисленных министерств и ведомств.
«[Они] показывают читателям и оценивают реформы односторонне, только с отрицательной точки зрения», - подчеркивается в сообщении отдела по связям с общественностью главного правового госоргана. - Потому что объяснять крайне профессиональный вопрос, такой, как административная реформа, легкомысленными подходами, на основе своих ощущений и взглядов, тем более через СМИ, - это не что иное, как безответственность».
Правоведы заявили, что для этого «целесообразно иметь необходимые знания, навыки и опыт в конкретном вопросе, чтобы давать то или иное мнение, оценку и основывать её на глубоком анализе». Отметив, что «проекты указа и постановления президента об административной реформе были разработаны с участием национальных и международных экспертов на основе глубокого анализа».
По их информации, процесс разработки проекта данного указа начался еще в ноябре 2021 года по распоряжению президента Мирзиёева.
Но что интересно, проекты реорганизации госорганов для общественного обсуждения представлены не были – их, видимо, «забыли» опубликовать. Стало быть, Минюст и не пытается скрывать свою крайнюю раздражительность в отношении мнения граждан, запамятовав, что любой житель страны имеет право высказываться по любому интересующему его вопросу. То есть, отслеживая логику правоведов, можно предположить, что это исключительно удел «избранно-лояльных» деятелей и министров, на которых «указало» само правительство.
Ясно дело, что «попытки необоснованного субъективного толкования» административной реформы, несмотря на «кардинальные изменения и сокращение числа министерств и ведомств, а также штата госслужащих», как говорится в сообщении, здесь неуместны.
«В результате количество органов исполнительной власти, подчинённых правительству, сократилось с 61 до 28, в том числе количество министерств - до 21, а 20 учреждений были полностью упразднены. В правительстве осталось только 4 заместителя премьер-министра вместо 8 вице-премьеров и 3 советников премьера», - проинформировала пресс-служба.
Судя по логике авторов публикации, населению невдомек, что «очередные административные реформы, начатые в Узбекистане, являются очередными качественно новыми реформами на пути реализации задач нового этапа системы государственного управления с точки зрения институциональности». Поскольку «в результате этой реформы совершенствуется важнейшее звено системы госуправления - Кабинет министров. Исполнительная власть становится более компактной, исключается дублирование функций». Вот она, та самая «вишенка на торте», ради чего всё это, похоже, и затевалось!
А еще, оказывается, такие преобразования ощутимо бьют по чиновничьей бюрократии...
Видимо, желая угомонить неразумных оппонентов, считающих негативным явлением факт повторного назначения министерских кадров, не оправдавших себя на прежних чинных должностях, Минюст считает вполне благопристойным подобный подход к «использованию ротационного института в правительстве». При этом, дескать, среди новых назначений на высокие посты высок процент молодых креативно мыслящих руководителей.
Впрочем, и здесь не всё так просто. Минюст отмечает, что нынешние назначения не следует рассматривать как формирование нового правительства. «Кабинет министров слагает свои полномочия перед вновь избранным парламентом, то есть состав правительства будет обновлён при формировании нового Олий Мажлиса», - предупредили правоведы.
Оправдывая состав назначенцев в правительство, в юридическом ведомстве подчеркнули, что «почти треть министров являются новыми руководителями или назначены менее года назад» (речь – о министрах здравоохранения Амрилло Иноятове; дошкольного и школьного образования - Хилоле Умаровой; инвестиций, промышленности и торговли - Лазизе Кудратове; юстиции - Акбаре Ташкулове; сельского хозяйства - Азизе Воитове; энергетики - Журабеке Мирзамахмудове).
В соцсетях на «обиды» юридического ведомства отреагировали, как и следовало ожидать, саркастически, заметив, что, «прежде чем обвинять других, нужно научиться признавать собственные ошибки». «Во-первых, это НЕ РЕФОРМА, а просто сложили все министерства и спустили все комитеты под министерства, и этим самым утвердили снижение количества с 61 до 28. Вуаля, а там всё так и [по-прежнему] осталось.
Во-вторых, если вы считаете себя такими умными, а нас такими тупыми, чтобы понять суть этой «реформы», то почему не набрались храбрости и не вышли к НАРОДУ и не разъяснили [суть указа] перед его принятием, а [сделали это] после?
Эту реформу по-человечески начало НАППУ (Национальное агентство перспективных проектов Узбекистана - ред.) в свое время, но им не дали закончить. А сейчас по указке [сверху] вы выходите и обвиняете народ…», - таков посыл возмущенных комментариев интернет-пользователей.
И впрямь, цены бы Минюсту не было, защити он с таким упорством конституционные права владельцев частной собственности при незаконных сносах от вторжения исполнительных органов власти и судов вкупе с разнузданными от вседозволенности застройщиками. Но проявлять подобное рвение, судя по наблюдениям, должно быть, чревато последствиями даже для этого грозного ведомства.
«Хорошо, что сейчас не 37-й год [прошлого века]… На днях с нашим братом - экспертом по образованию выразили в [интервью] Kun.uz свое субъективное мнение о последних административных реформах в правительстве. И то ведомство, которое мы до сих пор считали в некоторой степени либеральным и реформаторским, - Министерство юстиции - сразу же после нашего выступления записало нас в своих врагов. (…) Вот такая у нас (малохольная) юстиция, абсолютно не переносящая критики», - написал, в частности, по поводу случившегося в посте от 11 января на своей странице в Фейсбуке правозащитного общества «Эзгулик» его руководитель Абдурахман Ташанов, сокрушаясь бестактным заявлением Минюста, обозвавшего общественных активистов «безграмотными» и «самопровозглашенными экспертами».