Минкульт Узбекистана потребовал демонтировать декорации с ташкентских Курантов, «запамятовав» про самострой в виде кафе-гроба

Четверг, 10 Декабря 2020

Бант и ленты, появившиеся недавно на одном из главных исторических символов в центре Ташкента – Курантах, были установлены без согласования с Департаментом культурного наследия при Министерстве культуры, сообщается на сайте этого ведомства. В связи с чем его территориальным управлением по Ташкенту 27 ноября в хокимият (администрацию) Мирабадского района и в департамент по эксплуатации зданий направлены «предупредительные письма о срочном снятии незаконно смонтированных элементов» с охраняемого архитектурного объекта. 

При этом Департамент культурного наследия почему-то не посчитал нужным напомнить городской мэрии о необходимости демонтировать «приросшее» к нему увеселительное кафе с тонированными пристройками, которые в народе уже нарекли «гробом».

Ответственное за охрану культурно-исторических объектов ведомство предупреждает, что в соответствии с постановлением Кабинета министров от 30 марта 2019 года, «земляные работы, строительство, мелиорация и другие действия на объектах культурного наследия и их охранных зонах проводятся только после рассмотрения Научно-экспертным советом при Департаменте культурного наследия».

Однако воз, что называется, и ныне там – бант на Курантах продолжает алеть средь зимы.

1

26 ноября на странице кафе-бара «Куранты» в Инстаграме появилось изображение часовой башни с разукрашенным в розовом цвете фасадом. Веселенький пост гласил: «С наступающим, горожане! Улыбайтесь чаще».

Но декоративное «новогоднее» оформление в виде ярких бантов и лент столичных Курантов, возведенных в 1947 году и внесенных в Национальный реестр объектов недвижимости материального культурного наследия, вызвало у большей части общественности не улыбки, а раздражение.

И городские власти, и организации, ответственные за сохранение культурного наследия, в очередной раз показали себя не в лучшем свете, проявив безразличие к вмешательству в архитектурный облик столичной достопримечательности.

«Осенью 2018 года ташкентские Куранты, в которых открылся одноименный бар, обросли тонированными пристройками. В ответ на возмущение общественности хоким города Джахонгир Артыкходжаев пообещал, что их разберут, однако этого не произошло», - напоминает издание Anhor.uz.

Да и вряд ли городской хозяйственник сумеет сдержать обещание данное им аудитории гражданских активистов. Ведь яснее некуда: речь идет не о попустительстве горхокимията: если верить информации, время от времени появляющейся в узбекистанской медиасфере, к данному самострою причастен «человек по имени Ойбек».

Ташкентский журналист Никита Макаренко не скрывает своего возмущения по данному поводу.

«Мы уже привыкли, что инстаграмные «рестораторы» глумятся над памятью погибших во Второй мировой войне, устроив гроб-жральню в первом памятнике Победы и в одном из главных символов столицы. Почему так происходит - понятно. Третий Ренессанс, видимо, предполагает, что мнение некоего «Ойбека», для которого даже хоким города Артыкходжаев не указ, важнее всего на свете. Слышали-утерлись. Варвары продолжили свой пир», - пишет Макаренко, обращая внимание на то, что обвязывание памятника воинской славы вычурным бантом для них – «переплюнуть самих себя в безвкусии и непотребстве». Причина проста – «безнаказанность позволяет выкаблучиваться хозяевам жизни по полной».

Как верно подметили пользователи соцсетей, «хозяева кафе явно плевать хотели на требование» организации по культурному наследию: «Где-то вывески (на русском языке – ред.) тут же демонтируют в присутствии представителей хокимията, например, в ресторане Belle Maman, а здесь касается исторического здания - слабо хокимиятовцам прийти и демонтировать?».

Они выражают требования убрать не только бант, но и демонтировать навесы-пристройки – «ничто не должно загораживать исторические строения».

2

Ташкентские Куранты, 2012 год. Фото Азиатерры

«Стоит ли создавать прецедент, не добавляющий чести нашей столице и красоты её облику? Кто позволил провести такую «безбашенную» достройку курантов и так бессовестно эксплуатировать здание в качестве точки элитного общепита? Районный хокимият? Именно в нём возникла эта ситуация. Предприятие, на чьём балансе находится кафе, у которого нет пока даже вывески на фасаде? Городской хокимият, потакающий просьбам чьих-либо дочек-сыночков?» - задаётся вопросами автор публикации на сайте «Письма о Ташкенте».

Напомним, что Куранты «с малиновым звоном» были открыты 9 мая 1947 года - в дань уважения павшим солдатам в период Второй мировой.

Механизм часов на здании высотой в 30 метров (автор проекта - известный архитектор Адгам Мухамедшин), был специально привезен из Германии часовых дел мастером Александром Айзенштейном. В оформлении знаменитого комплекса участвовал мастер Усто Ширин Мурадов.

А в мае 2009-го в столице появилось новое сооружение – зеркальная копия оригинальных Курантов


Соб. инф.