«Министр публично заявил жителям, что отказывается подписывать заключение научного совета о признании дома культурным наследием. Так как интересы застройщика - важнее. Источники в Министерстве культуры подтвердили эту информацию. Звучит торжественная музыка. Гордо реет флаг Узбекистана на гигантском флагштоке», - написал он.
«Научно-методический совет при Департаменте культурного наследия
Министерства культуры Республики Узбекистан решил: дом №7 по ул. Бабура является памятником архитектуры Республики Узбекистан, он должен охраняться государством по всем существующим законам, применяемым в сфере реставрации и сохранения культурного наследия Узбекистана»», - таково было заключение специалистов, опубликованное в начале апреля на сайте культурного ведомства.
Прошло немногим больше двух месяцев с тем пор как горожан успокоили относительно судьбы исторического дома с сотнями жителей в центре Ташкента. После долгой раскачки Минкульт тогда вынужден был выступить за сохранение дома, признанного в середине марта архитектурной достопримечательностью страны, утвердив за подписью министра Назарбекова выводы ведущих экспертов-архитекторов республики.
Обычная для мегаполиса история: застройщик положил глаз на понравившийся ему участок земли – домостроение расположено в самом центре столицы, напротив бывшей обувной фабрики (ныне торговый центр «Next»).
Дом был построен в далеком 1935 году для профессорско-преподавательского состава Педагогического института им. Низами. До сих пор он находится в прекрасном состоянии, являясь образцом жилого дома раннесоветского периода. В разные годы в нем проживали такие известные и заслуженные люди, как археолог доктор исторических наук В. А. Шишкин, открывший археологические памятники древнего городища Варахша, настенные росписи Афрасиаба и многое другое. Его супруга П. А. Гончарова – автор книги «Золотое шитьё Бухары».
«Это кирпичное здание с высокими потолками высотой 4,2 м и стенами толщиной в 80 см. Зимой в нем тепло, оно сейсмостойкое (выдержало все землетрясения), в квартирах деревянные полы, широкие лестницы подъездов до сих пор в отличном состоянии. Дом не похож на другие – он индивидуален, кроме того, естественно вписывается в архитектурный облик улицы, гармонируя со зданием бывшего Дворца обувщиков, в котором одно время располагался Интернациональный культурный центр, а сейчас – хокимият (администрация) Яккасарайского района столицы.
Вслед за выводами местных профильных специалистов о защите исторического объекта свое мнение о необходимости его сохранения и внесения в список охраняемых государством памятников высказала также Международная неправительственная организация Обсерватория Alerte Héritage, занимающаяся защитой центральноазиатского культурного наследия. В экспертном заключении культуролог и эксперт Борис Чухович, президент Alerte Héritage, отметил, что «дом №7 по улице Бабура в Ташкенте – часть сохранившейся среды 1930-х – начала 1960-х годов».
Что заставило министра культуры Назарбекова пойти на сделку с совестью в уже решенном вопросе государственного значения (будто речь идет о торговых сделках в собственной лавке), остается только догадываться.
С молчаливого согласия ведомства, которое вроде бы должно быть заинтересовано в сохранении культурно-исторических ценностей, за годы независимости был уничтожен целый ряд исторических памятников. Как образец последнего варварского «достижения» из этого разряда – уничтоженный в Ташкенте дореволюционный «Военный городок». С благословления тех же «культурных» деятелей из Минкульта.
Комментарии