Вестибюль этой же станции «Марьям-э Мокаддас», или станции «Святая Дева Мария», украшает рельеф Христа, идущего по воде, а его мать изображена молящейся среди цветов.
Государственные СМИ охарактеризовали название и мотив станции как знак сосуществования разных культур. Дева Мария также считается почитаемой фигурой в исламе.
Однако почти достроенная станция метро, официальное открытие которой запланировано на начало ноября, вызвала недоумение — в Иране казнят отвернувшихся от ислама, а христианское богослужение на государственном персидском языке запрещено.
Среди десятков христиан, находящихся в настоящее время за решеткой в Иране, есть гражданин Армении, приговоренный к 10 годам за «незаконную христианскую деятельность». Ему предъявили обвинение из-за того, что среди его вещей нашли несколько экземпляров Библий на персидском языке.
Фред Петросян, работающий в Брюсселе иранский журналист армянского происхождения, рассказывает Радио Свобода/Радио Свобода, что новая станция метро строится в первую очередь для того, чтобы улучшить имидж исламской страны на международной арене: «Мы хотим показать Западу и внешнему миру: смотрите, мы толерантны, мы чтим христианство и другие религиозные меньшинства».
Иранки идут по коридору станции «Святая Дева Мария» во время показа интерьера станции прессе, 18 октября
29 октября глава службы безопасности Ирана высоко оценил новую станцию за её потенциал, который может сыграть «значительную роль в дипломатии».
Оценки численности христианского населения Ирана сильно разнятся, но опрос, проведенный Группой анализа и измерения общественных настроений в Иране (GAMAAN) в 2020 году, показал, что 1,5 процента респондентов идентифицируют себя как христиане. В масштабах страны это могут быть сотни тысяч.
Большинство новообращенных христиан исповедуют свою веру тайно, в небольших группах знакомых и в «домашних церквях», которые часто подвергаются рейдам со стороны властей.
Доктор Пуян Тамими Араб из центра GAMAAN сообщил РСЕ/РС, что все больше молодых иранцев отворачиваются от ислама на фоне недавних волн антиправительственных протестов.
«Чем моложе люди [отворачивающиесяся от ислама], тем больше они ассоциируют себя с такими понятиями, как «агностик» или «атеист». В ситуации, когда религия большинства подвергается сомнению, некоторые люди выберут, например, не религиозность, а другую религию, например, христианство», — сказал он.
Нидерландский исследователь утверждает, что тенденция обращения в христианство «должна рассматриваться в более широком контексте противостояния теократическому режиму [Ирана]».
На фоне случаев отказа от ислама, зафиксированных GAMAAN, Иран значительно усилил преследования христиан: в прошлом году, по сообщениям, 96 новообращенных были приговорены в общей сложности к 263 годам тюремного заключения. Годом ранее обвинительные приговоры были вынесены в отношении 22 христиан.
По данным Совета по международным отношениям, «обращение мусульман в другие религии запрещено большинством толкований шариата, а новообращенные считаются вероотступниками», что в некоторых случаях карается смертной казнью.
Женщины в армянской церкви в Тегеране в Рождество 2003 года
Станция метро «Святая Дева Мария» находится в двух шагах от собора Святого Саркиса Армянской Апостольской Церкви.
Этническим армянам в Иране разрешено исповедовать христианство, но с соблюдением строгих ограничений, которые включают запрет на проведение богослужений на персидском языке. За попытку обращения мусульман в христианство может грозить смертная казнь. Власти пристально следят за деятельностью общин, и время богослужений должно быть согласовано с властями заранее.
22 октября несколько представителей Армянской церкви осмотрели станцию метро перед её официальным открытием.
Во время этой экскурсии глава тегеранского метрополитена назвал станцию «одной из самых прекрасных [в более широком инфраструктурном] проекте, где сливаются воедино человеческая вера и особое уважение иранцев к своим армянским и христианским соотечественникам».
В тот же день, когда армянские священнослужители осматривали станцию метро, 61-летняя христианка Мина Хаджави вышла на свободу после почти двух лет заключения в печально известной тюрьме Эвин. Ее судили за организацию домашней церкви, иранские власти посчитали это «действием, направленным против национальной безопасности».