В официальном заявлении от 27 ноября представители АИМК безапелляционно-безосновательно заявили: «издание Nova24.uz обвиняется в распространении порнографической информации и пропаганде насилия». Комментируя происходящее, главный редактор сайта отметил, что, «если во всех указанных случаях в редакции направили официальные письма, то издание Nova24.uz не получало никаких предупреждений: ни письменных, ни устных». А потому его появление в «черном» списке на фоне общего скандала с журналистами стало для редакции настоящим сюрпризом.
Вышеупомянутые «письма счастья» редакции получили после резонансных публикаций о сомнительной статистике «ковидных» больных в стране, то есть когда число лечащихся в медучреждениях пациентов оказалось в три раза выше статистики Минздрава (наше издание тоже обращалось к этой теме), подборки негативных мнений об ухудшающихся из года в год в холодный сезон проблемах с газо- и электроснабжением в Узбекистане и размещении видео о проверке на девственность в Хорезме. Впрочем, легче перечислить издания, которые об этом не писали, нежели наоборот.
Председатель АИМК Асаджон Ходжаев. Фото Кун.уз
Поводом к раздражённой реакции АИМК в случае с ковидом послужило то, что опубликованная информация, оказывается, основывается на «непроверенных данных», а статья в Газете.uz послужила «формированию неправильного мнения у общественности». Возражение Газеты.uz, указавшей, что новость была подготовлена как раз со ссылкой на данные пресс-службы президента, руководство АИМК, похоже, не убедило.
Издания, получившие предостережения, назвали их «чрезмерной реакцией» и противозаконным «способом давления на СМИ».
Что касается комментариев читателей, которые, в частности, были приведены в публикации Kun.uz, посвященной коммунальному коллапсу в холодные дни ноября, то их содержание не нарушает законодательство, сами же они могут служить индикатором настроений в обществе, а не поводом для санкций в отношении СМИ, отмечает это издание.
Агентство информации и массовых коммуникаций в лице его директора Асаджона Ходжаева, судя по тональности письма-предупреждения за его подписью, ничуть не сомневается в том, что «проблемы с обеспечением населения газом и электричеством на местах освещены в материале односторонне и с эмоциями». Кун.uz же справедливо расценил послание как давление на свою профессиональную деятельность.
Официальное предупреждение Газете.uz от АИМК
Посол Великобритании в Узбекистане Тим Торлот одним из первых отреагировал на факт вмешательства АИМК в профессиональную деятельность журналистов, назвав его неприемлемым. «Мне удивительно и грустно видеть, как в последнее время подход АИМК к поддержке развития СМИ изменился. Демократическое общество невозможно построить без сильных, свободных СМИ», - написал глава британской дипмиссии на личной странице в Твиттере.
Следом к осуждению давления на местные редакции присоединился и посол Германии в Узбекистане Гюнтер Оверфельд. «Пресса имеет право сообщить, если есть обоснованная критика со стороны населения по поводу плохой работы газо- и электроснабжения. Это не повод для критики СМИ со стороны госоргана» - такую запись он оставил 29 ноября, тоже в Твиттере.
Здесь самое время вспомнить, что в Положении о деятельности АИМК говорится, что оно «принимает предусмотренные законодательством меры по недопущению незаконного ограничения свободы массовой информации, цензуры». А что происходит на деле?
Немногим ранее, 11 ноября, пресс-служба АИМК сообщала, что за 9 месяцев 2020 года агентство направило СМИ 90 представлений и предупреждений, подчеркнув, что пока это было сделано в устной форме. Мол, до этого еще никто не был привлечен к административной, финансовой или уголовной ответственности, даже в тех случаях, когда СМИ распространяло фейковые и непроверенные или противоречащие закону новости.
Из них, как говорится в сообщении, 39 – в адрес телевидения и радио; 29 - периодическим печатным изданиям, включая по одному предупреждению даже в такие беззубые газеты «Ишонч», «Согдиёна», «Бекажон Плюс», в журнал «Театр» и ряд других; 22 - интернет-СМИ (3 - в Effect.uz, по 2 - в Nova24.uz, Qalampir.uz, Repost.uz и прочие).
«В 2019 году было отправлено 150 представлений и предупреждений, в том числе 75 на теле- и радиоканалы, 65 - в периодические печатные издания и 10 - в интернет-сайты», - отмечают в пресс-службе.
Однако «регулятор» предупреждает: «В будущем, если получившие представление СМИ не сделают выводы, могут быть применены меры, установленные законодательством».
Посол Великобритании в Узбекистане осудил вмешательство АИМК в деятельность СМИ
Напомним, что Центр по вопросам массовых коммуникаций Агентства информации и массовых коммуникаций (АИМК) при администрации президента РУз был образован в соответствии с Указом президента от 2 февраля 2019 года «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию информационной сферы и массовых коммуникаций» на базе Центра мониторинга в сфере массовых коммуникаций Узбекского агентства по печати и информации (бывшее УзАПИ), органа, следившего, чтобы СМИ были лояльны действующей власти и не публиковали материалов критического характера.
Формально преобразованное ведомство должно «оказывать содействие», «осуществлять анализ состояния и уровня открытости деятельности государственных органов» и «защищать права журналистов». Но такой витиевато изложенный пункт как «проведение на системной основе анализа соответствия содержания распространяемых в СМИ материалов требованиям актов законодательства, в том числе направленным на обеспечение защиты интересов личности, общества и государства», с самого начала насторожил сотрудников редакций.
Спустя почти год, в декабре 2019-го, деятельность новосозданной госструктуры воспринималась журналистами весьма положительно. Некоторые из них даже с упоением отмечали, что АИМК призвано «их защищать и отстаивать профессиональные интересы в спорных ситуациях с госорганами». В качестве позитивных изменений назывались облегченный доступ к информации, разблокировка сайтов, реальное повышение статуса пишущей братии.
Однако сегодня, еще год спустя, можно с уверенностью сказать, что многое возвращается на круги своя – под благими лозунгами преемник УзАПИ восстанавливает прежние традиции. Хотя, как известно, с юридической точки зрения надзор за прессой абсолютно противозаконен…