Самый значимый фигурант дела, единственный в Узбекистане «вор в законе» 52-летний Бахтиёр Кудратуллаев (Бахти Ташкентский), взятый под стражу в начале декабря 2023 года, был признан виновным по ряду статей Уголовного кодекса и приговорён к 20 годам лишения свободы в колонии особого режима. Суд также признал его особо опасным рецидивистом и назначил ему принудительное лечение от наркомании во время отбывания срока. Об этом сообщила Газета.uz.
Такое же наказание запрашивал для Кудратуллаева прокурор.
Бахтиёр Кудратуллаев. Фото ГУВД Ташкента, 2023
Ему было предъявлено обвинение по десяти статьям Уголовного кодекса, но признали виновным по семи:
- пункту «г» части 3 статьи 104 (Умышленное тяжкое телесное повреждение, причинённое членом организованной группы или в её интересах);
- части 2 статьи 109 (Умышленное лёгкое телесное повреждение, повлёкшее кратковременное расстройство здоровья продолжительностью более шести, но не свыше 21 дня или незначительную стойкую утрату трудоспособности при отсутствии признаков преступления);
- пунктам «а, в» части 3 статьи 165 (Вымогательство в особо крупном размере; [совершенное] организованной группой или в её интересах);
- пункту «в» части 4 статьи 168 (Мошенничество в значительном размере; [совершенное] организованной группой или в её интересах);
- части 1 статьи 242 (Организация преступного сообщества, то есть создание или руководство преступным сообществом либо его подразделениями, а равно деятельность, направленная на обеспечение их существования и функционирования);
- статье 243 (Легализация доходов, полученных от преступной деятельности);
- пунктам «а, б» части 2 статьи 276 (Незаконное изготовление, приобретение, хранение и другие действия с наркотическими средствами, их аналогами или психотропными веществами без цели сбыта, совершенное в крупном размере, лицом, ранее совершившим преступление, составляющее незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ).
По словам адвоката Кудратуллаева, суд снял 13 из 44 пунктов обвинений, предъявленных его подзащитному. Он также попросил пересмотреть другие обвинительные статьи и исключить некоторые из них, сославшись на различные обстоятельства уголовного дела, сообщило издание 24.uz.
В итоге были сняты три из десяти статей Уголовного кодекса предъявленные «Бахти Ташкентскому», а именно:
- часть 1 статьи 138 (Насильственное незаконное лишение свободы кого-либо);
- пункты «а, б» части 2 статьи 228 (Изготовление, подделка документов, штампов, печатей, бланков, их сбыт или использование, совершённое повторно или опасным рецидивистом, по предварительному сговору группой лиц); часть 3 статьи 228 (Использование заведомо подложного документа);
- пункты «б, в» части 2 статьи 277 (Хулиганство, совершенное группой лиц, сопряжённое с демонстрацией, угрозой применения или применением холодного оружия или предметов, использование которых объективно может причинить вред здоровью).
«Государственная организация доверила мне контролировать «улицу»
На заседании, проходившем 5 июля Бахтиёр Кудратуллаев заявил, что, когда он вышел из тюрьмы, представители государственной организации вышли на связь и попросили его привести в порядок «улицу» из-за возросшей поножовщины среди молодёжи и спортсменов, проинформировало издание «Дарё».
Судья спросил его, работал ли он официально в государственной организации. В ответ подсудимый сказал, что большую часть жизни провёл в тюрьме.
«Если вы с детства сидели в тюрьме, как государственная организация могла дать поручение?» - спросил судья. «Бахти Ташкентский» сказал, что это нужно спросить у госорганизации.
Судья задал вопрос: «Наверное, у правоохранительных органов достаточно сил для [наведения] порядка, верно?». Бахтиёр Кудратуллаев подтвердил слова судьи. Тот в ответ поинтересовался, «Почему тогда государство дало вам задание?»
«Бахти Ташкентский» сообщил, что в те годы в Узбекистане наблюдался рост преступлений с применением ножей среди молодёжи и спортсменов и что эта преступность снизилась на 60% после сотрудничества с ним.
«Кто вёл такую статистику?» - спросил судья.
Подсудимый сообщил, что такую информацию предоставили связавшиеся с ним представители госорганизации. Однако не стал уточнять, какой именно. Судья тоже не стал его об этом спрашивать (очевидно, желая избежать огласки).
В свете этого откровения подсудимого небезынтересно вспомнить, что в начале 1990-х аналогичный карт-бланш для подавления уличной преступности от режима Каримова получили два человека – Гафур Рахимов и Салим Абдувалиев. используя предоставленную им монополию на насилие, они в кратчайшие сроки превратились в настоящих олигархов, которых боялись все, начиная от простых граждан и заканчивая министрами.
И вот, как видим, в подобной же работе на «государство» признался и «Бахти Ташкентский».
Бахтиёр Кудратуллаев в 2008 году. Фото с сайта Прайм крайм
Примечательно, что в 2015 году Бахтиëр Кудратуллаев, приговоренный к большому сроку, при странных обстоятельствах оказался на свободе. По сведениям информаторов Радио «Озодлик», он отбывал наказание в колонии Жаслык, а затем был перемещен в 54-ю колонию в Карши, откуда вышел на волю по статье 75 («Освобождение от наказания по болезни или вследствие утраты трудоспособности»), которая крайне редко применяется к осужденным; и будто бы ему помог некий чиновник в высших эшелонах власти.
Учитывая последние заявления Кудратуллаева, можно предположить, что выйти на волю ему помогла та самая «государственная организация», очевидно, заинтересованная в том, чтобы в стране не было неподконтрольных власти «авторитетов».
Приговоры другим подсудимым
Большинство из остальных 36 подсудимых обвинялись в вымогательстве, в том числе в особо крупном размере. Среди них были брат «Бахти Ташкентского» Шухрат Кудратуллаев и два сына - Бекзод Зафаров (1994 года рождения, ранее судим) и Ихтиёр Кудратуллаев (1996 г.р.).
Пострадавшими и истцами выступали 46 человек.
В конце судебного процесса прокурор запросил для сыновей Кудратуллаева такие сроки: для Бекзода Зафарова - 11 лет лишения свободы, Ихтиёра Кудратуллаева - 12 лет.
В итоге Бекзод Зафаров получил столько, сколько запрашивал прокурор, - 11 лет заключения в колонии общего режима по пунктам «в» части 3 статьи 165 (Вымогательство организованной группой или в её интересах) и пункту «в» части 4 статьи 168 (Мошенничество, совершенное организованной группой или в её интересах), а Ихтиёр Кудратуллаев был осуждён на 9 лет лишения свободы по пунктам «а» и «в» части 3 статьи 165 УК (Вымогательство в особо крупном размере; организованной группой или в её интересах); то есть, получил на три года меньше запрошенного гособвинителем.
Шухрат Кудратуллаев. Фото МВД
Шухрат Кудратуллаев, брат «Бахти Ташкентского», был приговорён к 10,5 годам лишения свободы в колонии особого режима по пунктам «а» и «в» части 3 статьи 165 УК (Вымогательство в особо крупном размере; организованной группой или в её интересах), он также признан особо опасным рецидивистом.
Другие подсудимые получили следующие наказания:
Шахриёр Рахимов (1981, ранее судим) - 17 лет лишения свободы, назначено принудительное лечение от наркозависимости;
Дильшод Шарипов (1980) - 14 лет 10 месяцев 14 дней в колонии особого режима, признан особо опасным рецидивистом;
Матлаб Насырходжаев (1979, ранее судим) - 12 лет лишения свободы в колонии особого режима, признан особо опасным рецидивистом;
Файзиддин Камалов (1973) - 10 лет 2 месяца лишения свободы в колонии особого режима, признан особо опасным рецидивистом;
Бахтиёр Худаяров - 10 лет лишения свободы в колонии особого режима, признан особо опасным рецидивистом;
Аваз Машрафханов (1970) - 4 года 6 месяцев лишения свободы;
Санджар Хатамов (1991) - 5 года 6 месяцев лишения свободы с лишением права занимать материально-ответственные должности;
Джамшид Солиев (1992) - 4 года лишения свободы;
Шукурали Курбанов (1973) - 8 лет 2 месяца лишения свободы;
Отабек Исламов (1988) - 8 лет 7 месяцев 20 дней лишения свободы;
Немат Багадыров (1965) - 8 лет лишения свободы;
Анвар Мирзаханов (1972) - 13 лет лишения свободы;
Давлатходжа Муминходжаев (1991, ранее судим) - 9 лет 6 месяцев лишения свободы;
Муитдин Шодманов (1969, ранее судим) - 10 лет 6 месяцев лишения свободы;
Валижон Курбанов (1973) - 4 года 6 месяцев лишения свободы;
Асадулло Джураев (1989) - 5 лет лишения свободы;
Акмальджон Турсунбоев (1995, ранее судим) - 4 года 6 месяцев лишения свободы;
Андрей Щелёв (1972) - 8 лет лишения свободы;
Аббосхон Ходжаев (1982) - 7 лет 3 месяца 20 дней лишения свободы в колонии строгого режима;
Махмуджон Усмонбоев (1995, ранее судим) - 9 лет 6 месяцев лишения свободы;
Бунёд Нармирзаев (1980, ранее судим) - 5 лет лишения свободы;
Тоир Турмонов (1966) - 10 лет лишения свободы;
Матлуб Мирзоев (1985, ранее судим) - 4 года лишения свободы в колонии строго режима;
Азизжон Алиев (1996) - 4 года 7 месяцев лишения свободы в колонии строго режима;
Махамаджон Курбанов (1982, ранее судим) - 7 лет 6 месяцев лишения свободы в колонии строго режима;
Рамзес Шакуров (1971, ранее судим) - 6 лет 8 месяцев 14 дней лишения свободы, назначено принудительное лечение от наркозависимости;
Феруз Вапаев - 8 лет 10 месяцев 18 дней лишения свободы в колонии строгого режима;
Алимардон Махамадиёров - 3 года 6 месяцев 21 дней лишения свободы;
Шерали Сулаймонкулов - 3 года лишения свободы в колонии-поселении;
Акмальбек Норкулов (1997) - 3 лет лишения свободы в колонии-поселении;
Бахтиёр Бакаев - 9 лет лишения свободы в колонии строго режима;
Мурадбек Ибадуллаев - 8 лет 2 месяцев лишения свободы;
Наргиза Джуманиязова - 4 года 4 месяца 24 дня ограничение свободы.
Большинство из них признаны виновными в вымогательстве, мошенничестве и других преступлениях.
Шестерых – Бахтиёра Кудратуллаева, Дильщода Шарипова, Шухрата Кудратуллаева, Матлаба Насырходжаева, Бахтиёра Худаярова, Файзиддина Камалова – суд признал особо опасными рецидивистами. Они будут отбывать наказание в колониях особого режима.
Единственной среди подсудимых женщине, Наргизе Джуманиязовой, вынесен приговор, связанный с ограничением свободы.
Суд обязал Бахтиёра Кудратуллаева, А. Ходжаева, М. Курбанова, Ш. Курбанова, А. Турсунбоева, О. Исламова, А. Махамадиёрова, А. Машрафхонова, Ф. Вапаева, М. Насырходжаева, Р. Шакурова, Д. Шарипова, Б. Зафарова, Ф. Камалова, Ш. Рахимова, А. Щелёва, Н. Багадырова, А. Мирзаханова, Н. Джуманиязову, И. Кудратуллаева, А. Алиева, Ж. Солиева, А. Турсунбоева и Б. Нармирзаева выплатить потерпевшим нанесённый материальный ущерб.
Остальным потерпевшим и заинтересованным лицам разъяснили, что они могут обратиться в гражданские суды за возмещением материального и морального вреда.
Суд определил, что имущество, приобретённое подсудимыми за счёт легализации доходов, полученных преступным путём, будет использовано для возмещения материального ущерба.
Через сутки после оглашения приговора один из осужденых - 60-летний Шукурали Курбанов, приговоренный к 8 годам 2 месяцам лишения свободы, скончался.
Пресс-секретарь МВД Шохрух Гиясов сказал ташкентскому изданию Kun.uz, что Курбанов умер от сердечного приступа.
Осужденные ранее
В последние месяцы суды вынесли приговоры другим членам преступных групп, арестованным в конце 2023 года, - Азлархону Мухамеджанову (5 лет), Сунатулле Холмурадову (7,5 лет), Умиджону Уринову (6 лет 11 месяцев), Алибеку Файзиеву (12 лет), Олимжону Амонову (4 года), Баходыру Султанову («Бохо завхоз», 10 лет), Ниёзу Ибодову (4 года), Хасану и Хусану Сабирджановых (4 года 9 месяцев и 4 года 10 месяцев соответственно и Марату Уразову (исправительные работы на 1 год 9 месяцев 27 дней).
«Вор в законе» Бахтиёр Кудратуллаев (Бахти Ташкентский) и Салим Абдувалиев, 2006 год, Ташкент
19 марта Мирабадский районный суд по уголовным делам Ташкента вынес приговор 73-летнему Салиму Абдувалиеву, заместителю председателя Национального олимпийского комитета Узбекистана. Он был признан виновным по части 2 статьи 248 (Незаконный оборот огнестрельного оружия, боевых припасов, основных частей огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, средств взрывания или взрывных устройств, совершенные повторно или опасным рецидивистом) УК РУз и приговорён к 6 годам лишения свободы.
Статьи по теме:
В Узбекистане задержан брат «Бахти Ташкентского» Шухрат Кудратуллаев
Кампания по отлову бандитов-2023
«Теневой хозяин» Узбекистана Салим Абдувалиев заключён под стражу, ему изменили статью обвинения