По его данным, больше всего погибших в Алматы - 139 человек, в том числе 86 нападавших на здания государственных органов. По 53 погибшим обстоятельства смерти выясняются - они обнаружены на территории города с различными ранениями: 48 - с огнестрельными, 2 - с ножевыми, 3 - с другими травмами и ожогами. Еще в семи регионах страны «63 нападавших ликвидированы силами правопорядка при обороне зданий акиматов (администраций – ред.), полиции и департамента КНБ».
«На сегодня мы точно знаем о гибели 20 граждан, которые случайно попали под обстрел. Из них 11 - в Алматы, восемь - в Алматинской области и один в Таразе. Среди них те, кто попал под перекрестный огонь, есть погибший от рук погромщиков, а также те, кто не подчинился требованиям военных на блокпостах», - сказал Берик Асылов.
«Порядка 3,5 тысяч сотрудников правоохранительных органов получили во время беспорядков различные ранения, но даже тогда против митингующих не применялись силовые методы, - заявил генеральный прокурор. - Они до последнего пользовались спецсредствами не летального действия: свето-шумовыми гранатами, резиновыми пулями. Но это было воспринято, как слабость. Толпа нападала на полицию и солдат, используя огнестрельное оружие и подручные средства. Конечной целью этих беспорядков являлся насильственный захват власти. Чтобы остановить этот терроризм сотрудники правоохранительных органов вынуждены были применить оружие. Могли наступить необратимые последствия - вплоть до потери государственности».
По его словам, январские события состояли из нескольких волн. Первой волной были мирные протестующие, у которых не было никаких стычек с полицией. Наоборот, подчеркнул Асылов, власти предоставили людям все возможности для проведения мирного митинга. Однако затем среди протестующих стали появляться провокаторы, которые стали вступать в конфликты с полицией. Это была вторая волна. Затем к митингующим присоединились криминальные элементы - третья волна. С их появлением начались погромы и поджоги, чем воспользовалась четвертая волна - радикалы, которые устроили точечные атаки по правоохранительным и государственным объектам.
«Все действия были скоординированы. Налицо хорошо спланированная акция», - сказал генпрокурор.
Он также сообщил, что в прокуратуру после январских событий поступила 301 жалоба на недозволенные методы следствия.
«По ним возбуждено 243 уголовных дела - по пыткам и превышению власти, в антикоррупционной службе - 234 уголовных дела. (…) Девять наиболее резонансных случаев и там, где задержанные скончались в СИЗО расследуются спецпрокурорами. В рамках указанных дел задержаны 9 должностных лиц - из них 8 сотрудников Комитета национальной безопасности и 1 полицейский. Все они арестованы. В их числе и те, кто подозревается в использовании утюга в здании полиции Алматинской области. В Алматы шесть сотрудников полиции подозреваются в применении пыток к 24 задержанным гражданам. В результате все потерпевшие получили телесные повреждения, а один человек умер. Еще двое сотрудников департамента КНБ по Алматинской области подозреваются в нанесении побоев ранее задержанному в изоляторе временного содержания, от которых он скончался. Расследование продолжается», - рассказал Асылов.
Генпрокуратура обновила данные о числе погибших впервые почти за два месяца. Берик Асылов заявил, что список не опубликован, поскольку расследователи всё еще устанавливают, кто был среди погибших мирным жителем, а кто нападавшим.
15 января генпрокуратура заявила, что во время январских событий в морги по всей стране было доставлено 225 тел. Через три дня в Минздраве сообщили, что еще два человека скончались в реанимации.
Кайрат Сатыбалды
Тем временем, Агентство по противодействию коррупции задержало Кайрата Сатыбалды - племянника первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
Как отмечается в сообщении, Сатыбалды подозревается в злоупотреблении должностными полномочиями и хищениях средств национального оператора связи - акционерного общества «Казахтелеком» в особо крупном размере.
«Проверяется причастность Сатыбалды к другим преступлениям, подрывающим безопасность государства», - сообщил представитель Антикоррупционного ведомства.
Кайрат Сатыбалды входит в рейтинг 50 самых влиятельных бизнесменов Казахстана, а также в рейтинг 50 богатейших бизнесменов Казахстана по версии Forbes. По данным на май 2018 года его состояние оценивалось в 163 миллиона долларов.
Сатыбалды - один из основных акционеров акционерном обществе «Kaspi.kz» (30%), через которое владеет долей в «Kaspi Bank». Через другую компанию «Alatau Capital Invest» он имеет долю в АО «Казахтелеком». Ему также принадлежат компании «Амир LTD», «Корпорация Дүние», «Дуние-Кузет», «Дүние-Агро». Кроме того, он является независимым директором АО «Группа компаний «Аллюр» (крупнейший автоимпортер) и президентом Международной ассоциации традиционных видов спорта тюркских народов.
Карьера Кайрата Сатыбалды началась в 1998 году с должности вице-мэра столицы. В 2000 году он стал вице-президентом Национальной нефтегазовой компании «Казахойл». В 2002 году был назначен управляющим директором по социальным вопросам, стратегическому планированию и телекоммуникациям национальной компании «КазМунайГаз». В 2002-2003 гг. входил в политсовет партии президента Назарбаева «Отан» («Родина»).
В 2003 году он стал руководителем кадровой службы Комитета национальной безопасности (КНБ). В 2005 был назначен первым вице-президентом национальной компании «Казахстан Темир Жолы» (Казахстанкие железные дороги).
В 2010 году стал секретарем президентской партии «Нур Отан». А с 2016 года стал управляющим партнер Alatau Capital Invest.
Отметим, что по официальной версии властей, в беспорядках участвовали иностранные экстремисты и террористы, в том числе и религиозные. А Кайрат Сатыбалды был замечен в связях с ними.
Напомним, после январских беспорядков в Казахстане был задержан ряд высокопоставленных чиновников, в том числе председатель КНБ Карим Масимов и три его заместителя, а многие родственники бывшего президента Назарбаева поспешили покинуть территорию страны.
Статьи по теме:
Суды в Алматы вынесли приговор по 41 делу о январских событиях