Согласно материалам следствия, Обид Сапаров с мая 2013 года на территории Шахрисабзского района Кашкадарьи, действуя в сговоре с лицами, в отношении которых материалы выделены в отдельное производство, создал группу религиозной экстремистской организации «Жиходчилар» («Джихадисты»). Члены этой группы проводили религиозные собрания на дому, где слушали и обсуждали проповеди лидеров течения о необходимости совершения «джихада» и «хиджры».
В июне 2013 года Сапаров выехал в город Уфа России, где во время работы на строительных объектах попал под влияние идей ответственного лица группы той же организации «Жиходчилар» в Уфе, материалы о котором выделены в отдельное производство.
Далее он совместно с другими лицами в августе 2013 года автобусом выехал из Баку (Азербайджан) в город Захедан (Иран), а в марте 2014 года - из Захедана через Афганистан в город Мирали Вазиристанского региона Пакистана, где присоединился к «Исламскому движению Туркестана» под псевдонимом «Хаббоб». По утверждению следствия, он принимал участие в деятельности запрещённой экстремистской, сепаратистской и фундаменталистской организации, там он получил практические навыки ведения боя, обращения с оружием и взрывными устройствами.
После того как в начале 2016 года «Исламское движение Туркестана» распалось на различные группы и прекратило свою деятельность, Сапаров присоединился к ячейке «Исламского государства Вилаят Хорасан» - филиала международной террористической организации «Исламское государство», расположенной в провинции Джалалабад Афганистана (такой провинции не существует, есть город Джалалабад – ред.).
С 2016 по 2024 годы он проживал в разных районах Афганистана и Пакистана при материальном обеспечении этой организации, сначала занимался приёмом новых членов, обеспечивал их жильём, а затем работал в медиа-центре «ИГ».
В частности, как следует из материалов дела, в своих выступлениях он открыто призывал к насильственному изменению конституционного строя Узбекистана, захвату власти, свержению законно избранных и назначенных представителей власти, нарушению территориальной целостности страны в нарушение Конституции, а также распространял материалы такого содержания через социальные сети.
По данным следствия, Сапаров с 2014 по 2016 год участвовал в боевых действиях против правительственных войск Пакистана в населённых пунктах Мирали, Шовол и Гомул, а также в провинции Фарьяб Афганистана - против правительственных войск Афганистана и сил коалиции во главе с США, осуществляя различные террористические действия.
Также Сапаров в составе «Исламского государства Вилаят Хорасан» с 2016 по 2024 годы участвовал в боевых действиях в провинциях Джалалабад, Кундуз, Мазари-Шариф и Кабул в Афганистане (перечисленных провинций, кроме Кундуза, не существует, это города – ред.) против правительственных войск Афганистана, коалиционных сил во главе с США, а затем - против войск «Талибана», продолжая террористическую деятельность.
Его также обвинили в организации взрывов в Кабуле у храма индийских сикхов, посольства России и на нескольких центральных улицах города. В результате этих действий погибли мирные жители и был нанесён серьёзный ущерб имуществу.
Один из эпизодов дела связан с Узбекистаном. Следствие заявило, что Сапаров был причастен к запуску самодельных реактивных снарядов с территории Афганистана в сторону Узбекистана.
В частности, 5 июля 2022 года около 17:00 из реактивной системы залпового огня было выпущено пять снарядов калибром 100 мм. Они упали на территорию Термеза - часть снарядов разорвалась на спортплощадке областного управления санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья, другие повредили жилые дома на улицах И. Каримова, Фурката, Садыкова и Бобура. В результате происшествия пострадало имущество местных жителей.
Результаты обстрела в Термезе. Фото из соцсетей
Как отмечается в материалах дела, Сапаров лично перевозил боеприпасы и взрывные устройства, помогал готовить ракеты и передавал их исполнителям. После этого эпизода часть участников группы была задержана движением «Талибан», а сам Сапаров бежал в Пакистан, где продолжил сотрудничество с террористическими структурами, говорится в решении суда.
В январе 2025 года он был задержан в Пакистане и передан Узбекистану.
На суде Сапаров частично признал свою вину и заявил, что раскаивается. Он попросил суд учесть, что ранее не был судим, имеет семью и троих детей.
По словам подсудимого, он состоял в группировке под руководством человека с позывным «Торик», входящей в структуру «Исламского государства Вилаят Хорасан». Главной задачей этой группы было изготовление самодельных мин и взрывных устройств по месту проживания Сапарова, а также подготовка террористов и организация терактов.
Как заявил обвиняемый, к ним приезжали моджахеды, которые проходили специальную подготовку до весны 2022 года. Специально приглашённые члены ИГИЛ проводили для них обучающие занятия. Весной 2022 года амиры (вожаки – ред.) ИГ выдали указание расширить «фронт» терактов - теперь атаки планировалось проводить не только в Афганистане, но и в соседних странах.
Один из таких эпизодов касается атаки на посольство Российской Федерации в Кабуле. По показаниям подсудимого, гражданин Узбекистана по прозвищу «Иброхим» проживал у него два дня. Сапаров возил его и «Торика» на своём автомобиле к территории посольства РФ. В машине находились самодельные мины и взрывные устройства. Впоследствии «Иброхим» подорвал себя прямо перед посольством и погиб.
Другой член группы - гражданин Таджикистана, известный как «Абу Мухаммад Тожикий», - устроил взрыв в сикхском храме Кабула. По словам подсудимого, перед атакой террористы фотографировались в одной из комнат его дома - с масками на лицах и на фоне флага ИГ. Эти фото были выложены в телеграм-каналах, связанных с ИГ.
По его словам, группа под командованием «Торика» также устраивала диверсии на центральных улицах Кабула. Мины и взрывные устройства изготавливались по месту его жительства самим «Ториком», его пасынком «Зубайром» (гражданином Кыргызстана) и ещё двумя боевиками-пуштунами.
Отдельно Сапаров рассказал о фактах обстрела территории Узбекистана. По его показаниям, весной 2022 года группа по приказу амиров ИГ при участии специальных инструкторов запустила ракетные снаряды по территории Таджикистана и Узбекистана. В начале июля 2022 года «Торик» поручил передать пять боевых ракет, которые хранились у Сапарова дома, афганцу с прозвищем «Хафизуллох Нурмухаммад угли». По словам подсудимого, ракеты были сфотографированы для публикации в Телеграме, а затем он лично доставил их на одной из улиц Кабула. Позже Сапаров узнал, что эти снаряды были запущены по территории Узбекистана - удар пришёлся по городу Термез.
Когда члены их группы стали один за другим попадать в руки талибов, Сапаров скрылся в Мазари-Шарифе, где был устроен медиацентр организации.
Суд приговорил Сапарова к 16 годам лишения свободы в колонии общего режима, признав виновным по следующим статьям Уголовного кодекса:
- пункту «б» частью 3 статьи 155 (Терроризм, повлёкший иные тяжкие последствия),
- части 1 статьи 155−2 (Прохождение обучения, выезд или передвижение в целях осуществления террористической деятельности),
- пункту «б» частью 3 статьи 159 (Посягательства на конституционный строй Узбекистана, организованной группой или в её интересах),
- статье 161 (Диверсия),
- пунктам «а, г» части 3 статьи 244−1 (Изготовление, хранение, распространение или демонстрация материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку, совершенные по предварительному сговору или группой лиц; с использованием СМИ либо сетей телекоммуникаций, а также интернета)
- части 1 статьи 244−2 (Создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещённых организациях).
Осколки 4 реактивных снарядов калибра 107 мм, признанных вещественными доказательствами, которые переданы в воинскую часть Министерства обороны Узбекистана, судья оставил для решения их судьбы в рамках отдельного уголовного дела, выделенного по постановлению следователя от 9 апреля 2025 года. Это дело возбуждено по факту запуска 5 самодельных реактивных снарядов боевиками с территории Афганистана в сторону Термеза по статье 155 части 1 Уголовного кодекса (Терроризм).
Напомним, 5 июля сообщалось, что в Термезе упали пять реактивных снарядов с территории Афганистана, были повреждены четыре дома, жертв не было. В беседе с «Газетой» хозяева домов, куда попали снаряды, рассказывали о произошедшем, отмечает издание.
Статьи по теме:
Три «захвата» Арала-Пайгамбара, обстрел Термеза и талибы как деловые партнёры
На территорию Узбекистана со стороны Афганистана упали пять снарядов