Фергана: «Межэтническому конфликту на юге Кыргызстана, жертвами которого стали сотни человек, исполнилось 15 лет»

Пятница, 13 Июня 2025

Летом 2010 года на юге Кыргызстана произошли одни из самых трагических событий в новейшей истории страны – массовые межэтнические столкновения, которые унесли сотни жизней, разрушили тысячи домов и привели к масштабному исходу беженцев.

В ночь с 10 на 11 июня 2010 года в городе Оше начались столкновения между кыргызским и узбекским населением. Вскоре насилие охватило и соседний Джалал-Абад. Власти не смогли быстро взять ситуацию под контроль, а слухи и провокации, в том числе сообщения об изнасиловании в женском общежитии, лишь усилили волну агрессии. Толпы вооруженных людей атаковали узбекские кварталы, начались массовые поджоги домов, мародерство и убийства.

1

Фергана: «Межэтническому конфликту на юге Кыргызстана, жертвами которого стали сотни человек, исполнилось 15 лет»

Конфликт развернулся на фоне глубокого политического кризиса в стране. После свержения президента Курманбека Бакиева 7 апреля 2010 года власть в стране перешла к Временному правительству во главе с Розой Отунбаевой, которое с трудом контролировало юг страны. В регионе росла напряженность, подогреваемая борьбой между сторонниками прежнего режима, новыми властями и активизацией узбекских лидеров, добивавшихся большей политической роли для своей общины.

Ситуация обострилась после серии инцидентов, включая захват администраций городов сторонниками Бакиева, сожжение домов и университетов, а также убийство криминального авторитета Айбека Мирсидикова. Всё это создало атмосферу недоверия, страха и готовности к насилию.
В ответ на эскалацию ситуации Временное правительство Кыргызстана объявило чрезвычайное положение и комендантский час, однако беспорядки продолжались. Десятки тысяч людей, в основном узбеки, были вынуждены покинуть свои дома. Уже 11 июня Узбекистан открыл границу и принял более 110 тысяч беженцев, в основном женщин и детей, для которых были развернуты лагеря.

К 12 июня конфликт на юге Кыргызстана достиг пика: узбеки начали строить баррикады для защиты, а волна насилия перекинулась на Джалал-Абад. Только к 15 июня власти смогли взять ситуацию под контроль, а в обоих городах начались переговоры между лидерами кыргызской и узбекской общин.

Данные о числе жертв конфликта разнятся. Власти официально признали гибель от 414 до 446 человек, по оценке международной комиссии - погибло около 470, из которых 74% были этническими узбеками. Более 1900 человек получили ранения. Власти Узбекистана сообщали о 2800 раненых среди беженцев. По оценкам правозащитников, были уничтожены и сожжены более 1700 домов. Согласно информации спутникового центра ООН ЮНОСАТ, пострадало около 3000 зданий. Материальный ущерб оценивался в сумму от 4 млрд сомов ($195,6 млн по курсу на июнь 2010 года) по официальным данным до 9 млрд ($87 млн) - по данным неправительственных организаций.

Власти возбудили более 5000 уголовных дел, но к реальному лишению свободы были приговорены около 300 человек, большинство из которых - узбеки.

После событий начала июня многие этнические узбеки покинули Кыргызстан, БЫЛИ ЗАКРЫТЫ ШКОЛЫ С УБЕКСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ. Сотни человек, в том числе известный правозащитник Азимжан Аскаров, были осуждены по обвинениям в организации беспорядков и других преступлениях. Международные организации и правозащитники считают, что дела против многих из них были сфабрикованы, а признания - получены под пытками. Азимжан Аскаров умер в заключении в 2020 году, несмотря на призывы ООН освободить его.

В 2011 году международная независимая комиссия под руководством Киммо Кильюнена, за помощью к которому обратилась Роза Отунбаева, пришла к выводу, что трагедию можно было предотвратить, а Временное правительство недооценило межэтническое напряжение и не обеспечило защиту населения. Комиссия квалифицировала атаки на узбекские кварталы как преступления против человечности, хотя не признала события геноцидом или военными преступлениями.

Люди строят баррикады. Ош, июнь 2010 года. Фото Sergei Grits, AP

Люди строят баррикады. Ош, июнь 2010 года. Фото Sergei Grits, AP

Кыргызские власти отвергли выводы комиссии, а ее глава был объявлен персоной нон грата. Международные партнеры, включая Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), не вмешались, заявив, что это внутреннее дело страны.

В том же году национальная комиссия провела собственное расследование и признала виновниками конфликта «сепаратистские силы» во главе с одним из лидеров узбекской общины Кыргызстана Кадыржаном Батыровым, сторонников беглого президента Курманбека Бакиева и «внешние силы, заинтересованные в дестабилизации ситуации».

В октябре 2011 года Кадыржана Батырова и еще одного лидера узбекской общины Инома Абдурасулова Джалал-Абадский горсуд заочно приговорил к пожизненному лишению свободы, признав их виновными в организации массовых беспорядков и участии в сепаратистской деятельности. Еще четверо обвиняемых получили от 6 до 20 лет лишения свободы. Все они после июньских событий покинули Кыргызстан и были объявлены в международный розыск.

В октябре 2014 года Ошский городской суд также заочно приговорил Батырова и Абдурасулова к пожизненному заключению, подтвердив их роль организаторов беспорядков. К 16 годам тюрьмы была приговорена бывшая председатель Ошского регионального отделения Конгресса женщин Кыргызстана Карамат Абуллаев. В декабре 2018 года сообщалось, что Кадыржан Батыров умер в Одессе на 62-м году жизни.

Следствие по июньским событиям было возобновлено в апреле 2021 года по поручению нынешнего президента Кыргызстана Садыра Жапарова. Обвинения в злоупотреблении должностными полномочиями были предъявлены пяти бывшим членам Временного правительства, в том числе бывшему президенту страны Алмазбеку Атамбаеву, который в 2010 году во временном кабинете был вице-премьером. Обвинение также предъявлено Исмаилу Исакову, исполнявшему тогда обязанности министра обороны республики, Бакытбеку Алымбекову, исполнявшему обязанности министра внутренних дел, бывшему губернатору Джалал-Абадской области Бектуру Асанову, а также бывшему главе Госкомитета нацбезопасности Кыргызстана Кенешбеку Дуйшебаеву. Следствие еще не завершено.

Отметим, что в 2025 году президент Кыргызстана Садыр Жапаров воздержался от традиционного обращения к народу страны по случаю годовщины июньских событий.

Ранее он, как и его предшественники, неоднократно высказвался о трагедии, призывая к единству и недопущению злых умыслов и личных интересов, которые могут разжигать межэтническую рознь.
Трагедия 2010 года оставила глубокий след в истории Кыргызстана, обнажив нерешенные межэтнические и политические проблемы, а также уязвимость государственных институтов перед лицом кризиса. Вопросы справедливости, реабилитации жертв и поиска путей к прочному миру остаются актуальными для страны до сих пор.

Статьи по теме:

В Кыргызстане арестована одна из бывших руководителей Узбекского национального центра Каромат Абдуллаева

Азимжана Аскарова освободила смерть, а не международное право. К годовщине ухода из жизни правозащитника

Кыргызская Республика убила правозащитника Азимжана Аскарова

Погром в Базар-Кургане: кого защищала киргизская милиция

Июнь-2010 глазами активистов и аналитиков из Ташкента

https://www.asiaterra.info/etnicheskie-menshinstva/kyrgyzstan-bez-mezhdunarodnogo-rassledovaniya-strane-ne-obojtis


Источник – ИА Фергана