Подобный скачок за последние два года происходит уже не впервые. Так, введенный президентом Каримовым запрет на продажу наличной валюты физическим лицам-гражданам Узбекистана, вступивший в силу с февраля 2013 года, всего за сутки обрушил «базарный» курс нацвалюты на 30-35 процентов (с 2.700 до 3.100-3.200, а на отдельных ташкентских рынках - до 3.500-3.700 сумов за доллар), чего не наблюдалось с конца 1990-х.
Спешные меры властей, включая временное приостановление деятельности «черного рынка», тогда помогли кое-как выправить ситуацию, и несколько дней спустя курс сума поднялся до прежнего уровня и даже начал расти. Однако вскоре его рост приостановился и курс застыл на уровне в 2.500-2.700 сумов.
Другой резкий скачок, правда, уже меньшего масштаба, был зафиксирован осенью 2014 года, когда курс доллара на «черном рынке» вдруг подскочил с 3.130-3.150 до 3.180-3.200 сумов. И снова все происходило по той же схеме: авральные действия властей, направленные на прекращение роста курса доллара (то есть, падения нацвалюты), затем курс застыл на месте, как бы изображая стабильность, а потом медленно, но верно поднялся до нового уровня, на котором на несколько месяцев и остановился.
Во время нынешнего скачка разница в курсах достигла своего максимума с 2002 года, составив 82 процента. Тот, кто сумел бы обналичить доллары по официальному курсу Центрального банка мог бы больше ничего не делать – просто продать эти доллары на «черном рынке» и положить себе в карман 82-процентную прибыль.
Тем не менее, как следует из заявления пресс-службы Центрального банка Узбекистана «процедура конвертации национальной валюты в иностранную валюту осуществляется коммерческими банками в установленном порядке в соответствии с обязательствами по статье VIII Статей соглашений Международного валютного фонда».
Понятно, что это заявление, мягко говоря, не соответствует действительности, - хотя бы потому, что обязательства по статье VIII Статей соглашений МВФ предусматривают унификацию курсов национальной валюты.
«Ни одно государство-член не участвует и не позволяет никаким из своих фискальных агентств, упомянутых в Статье V, раздел 1, участвовать в каких-либо дискриминационных валютных соглашениях или использовать практику множественных обменных курсов …за исключением действий, санкционированных настоящим Соглашением или одобренных Фондом», – говорится в этой статье.
В Узбекистане же одновременно действуют не менее четырех разных валютных курсов: курс «черного рынка», официальный курс Центробанка, курс Республиканской валютной биржи для импортеров (где доллары самые дорогие) и курс товарно-сырьевой биржи.
Что касается осуществления конвертации «в установленном порядке», то порядок этот таков. Продажа наличной валюты населению в Узбекистане запрещена, но, согласно распоряжению президента Каримову, каждый гражданин имеет право раз в квартал зачислить на карточку 2.000 долларов по курсу Центрального банка. Правда, снять их он может почему-то только за границей и в размере не более 100 долларов в сутки. (Подробности в статье «Узбекский сум: вперед, к новым рубежам?..».
В результате граждане республики вынуждены приобретать доллары и евро на «черном рынке», что Уголовный кодекс расценивает как «Незаконное приобретение или сбыт валютных ценностей» и за что предусматривается наказание в виде крупного штрафа или исправительных работ на срок до трех лет.