Член «Комиссии-44» Темур Шоназаров приговорен к 10-летнему заключению

Вторник, 22 Ноября 2022

В Душанбе к 10 годам заключения приговорен 40-летний Темур Шоназаров, гражданский активист, член общественной группы «Комиссия-44». Об этом 20 ноября сообщила освещающая события в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) журналистка Анора Саркорова.

Осужденный этапирован для дальнейшего отбывания наказания в худжанскую колонию строгого режима, на севере страны, в Согдийской области.

Суд признал его виновным по статье 187, части 2 (Организация преступного сообщества (преступной организации)) УК Таджикистана.

Темур Шоназаров, как и остальные участники «Комиссии-44», не имел доступа к адвокату во время следствия.

Он был задержан в июне в Хороге, административном центре Горно-Бадахшанской автономной области, и доставлен в Душанбе.

Ссылаясь на собственный источник, Саркорова пишет, что осужденный был подвергнут жестоким пыткам.

По её данным, Темура Шоназарова избивали на протяжении многих часов, плоскогубцами вырывали абсолютно здоровые зубы, требуя, признательных показаний и дачи ложных свидетельств против своих коллег из «Комиссии-44».

Ссылаясь на информатора в правоохранительных органах, журналистка отмечает, что к этническим памирцам были применены особенно жестокие пытки для того, чтобы наказать их за критику политики действующего режима.

Гражданский активист Темур Шоназаров занимался мелкой предпринимательской деятельностью, был основным кормильцем семьи.

Помогал родным. Имеет троих несовершеннолетних детей, самому старшему из которых 11 лет, а самому младшему 4 годика, отмечает Анора Саркорова.

1

Темур Шоназаров

Общественная группа «Комиссия-44» была создана гражданскими активистами для урегулирования конфликта между таджикскими властями и участниками мирной акции протеста в Хороге в прошлом году, требовавших наказания таджикских силовиков, виновных в смерти трех человек и соблюдения законности и правопорядка, а также отказа от карательной политики в отношении населения ГБАО.

Поводом для массового митинга на Памире стало жестокое убийство 29-летнего жителя Рошткалинского района Гулбиддина Зиёбекова, произошедшее 25 ноября 2021 года.

В убийстве гражданского активиста и спортсмена участвовали бойцы спецназа ГКНБ Таджикистана.

Гулбиддин Зиёбеков вступился за девушку, которая жаловалась на домогательства прокурора Рошткалинского района Абдусаттора Абирзода, которого называют близким человеком генпрокурора Таджикистана Рахмона Юсуфа.

Активист был убит уже через несколько часов после задержания. Сотни жителей с телом Зиёбекова 24 ноября 2021 года прошлись сперва по улицам Хорога, а потом собрались на центральной площади, где остались в течении четырех суток. Протестующие разошлись по домам лишь после того, как добились обещания властей расследовать гибель Зиёбеков и еще других жителей ГБАО, которые погибли в ходе протестов.

В мае 2022 года, когда недовольные невыполнением их требования протестующие начали новую волну митингов в ГБАО, власти разогнали их с использованием вооруженного спецназа.

По признанию Генпрокуратуры РТ, в ходе разгона протестов в ГБАО погибли 29 местных жителей и трое силовиков (один был ранен, двое утонули в реке Пяндж).  Были задержаны примерно 200 человек. Генпрокуратура сообщила, что уголовные дела в отношении 109 из них уже поступили в суды и на момент начала октября в отношении 77 были вынесены обвинительные приговоры.

Правозащитники обвиняют власти Таджикистана в чрезмерном использовании силы и убийстве мирных протестантов в ходе разгона майских протестов, а также последующих расправах над критиками режима Рахмона.

Они указывают, что правительство Таджикистана отреагировало на протесты в Горно-Бадахшанской автономной области в мае жестоким подавлением и специальной «антитеррористической операцией», в результате которой погибли не менее 40 человек, в том числе видные местные деятели, и были арестованы не менее 200 человек, а затем развернуло широкомасштабные репрессии, преследуя всех, кто его критикует или подвергает сомнению официальную версию событий.

Десятки людей - журналистов, блоггеров, активистов, юристов, многих влиятельных жителей Горного Бадахшана и других - в последние недели были брошены за решетку, часто после осуждения на закрытых судебных процессах. Несколько членов «Комиссии 44» - независимой группы, созданной в конце 2021 года для расследования смерти местного активиста, - были приговорены к длительным срокам заключения. Власти отвергли призывы к расследованию случившегося в Горном Бадахшане.

Возможно, это самая страшная волна репрессий в Таджикистане со времен гражданской войны 1992-1997 годов.

Статьи по теме:

В Таджикистане начался суд над лидером памирской диаспоры в России Оразом Вазирбековым

Анора Саркорова: «Прокурорская ложь о событиях на Памире – коротко о главном»

Список осужденных уроженцев Рушанского района ГБАО по так называемому «Рушанскому делу) (продолжение)

Опубликован предварительный список граждан Таджикистана, осужденных по так называемому «Рушанскому делу»

Анора Саркорова: как Россия выдает оппонентов режима Эмомали Рахмона

Власти Таджикистана объявили о начале «антитеррористической операции» в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО)


Соб. инф.