Чирчик: одиноким пенсионерам и инвалидам не додают соцпособия

Пятница, 29 Октября 2021

К волонтерам группы «Открытая линия» обратились одинокие инвалиды и пенсионеры города Чирчик (Ташкентская область). Они сообщили, что им в течение четырех, а то и шести месяцев из пособия в размере 273 тысячи сумов ($25,5), выдаваемых на продукты соцотделом при горздраве, недоплачивают по 53 тысячи ($5). Они не раз приходили в отдел соцобеспечения при райздраве и звонили руководителю отдела Мавлюде Исабековой, однако проблема так и не решалась. В числе искателей справедливости женщины 1935 и 1936 годов рождения и мужчина, который может передвигаться исключительно на костылях. Другому, с переломом бедренной кости, когда-то понизили инвалидность со 2-й группы на 3-ю. И все они нуждаются в лекарствах.

26 октября я и Людмила Бросалина поехали в Чирчик. Встретились с обездоленными и вскоре прибыли в горздрав. После непродолжительного разговора вдруг обнаружилась пропажа копий ведомостей. Как потом стало ясно, сотрудники их спрятали, пока я помогала инвалидам войти в кабинет. После наших угроз написать заявление о краже и вызвать наряд МВД документы нашлись: якобы кто-то нечаянно их забрал. Мы вместе с пострадавшими высказали всё, что думаем о чиновниках. Разговор получился очень скандальным, с обвинением Мавлюды Исабековой в нарушении прав одиноких пенсионеров. 85-летние бабушки говорили всё в лицо.

1

Пенсионеры и инвалиды идут на прием

Как оказалось, горотодел заключил договор с частной фирмой «Севара файз келажик», которая должна привозить одиноким людям продукты либо деньги, но как выше говорилось, как минимум некоторым из них выдается не всё. И еще на несколько месяцев эту выдачу задерживают, в одном случае – на целых 7 месяцев.

После нашего натиска и требования пригласить в кабинет руководителя этой фирмы, который оперирует средствами одиноких стариков, согласно когда-то выигранному тендеру, и который, по нашему мнению, задерживает выдачу им денег, Мавлюда позвонила Кариму Матъякубову. Молодой человек лет 25 подъехал на явно недешевом авто. Сразу начал уверять нас о неизбежном удержании 5 долларов с получателей помощи, так как он платит налог на добавленную стоимость. Это откровенное враньё: согласно Налоговому кодексу Узбекистана, оказание социальной помощи уязвимым слоям населения, в каком бы виде она ни оказывалась (материальная, медицинская, питание и т.д.), налогами не облагается.

Я спросила чиновницу: сколько таких «одиноких» пожилых людей в Чирчике? Оказалось, 44 человека. Так бизнесмен получает с них ежемесячно более 200 долларов, да еще и задерживает выплаты до полугода. И такое положение дел сохраняется уже несколько лет, многие отчаялись и даже не жалуются…

Под конец нашей беседы в райздраве выяснилось, что его работники якобы писали заявление в горпрокуратуру по поводу невыплат, но оно остается без внимания уже четыре месяца. По словам Мавлюды Исабековой, они сами обратились в прокуратуру. Она даже назвала имя – заявлением занимается помощник прокурора Давлат Давлатов. С трудом, но добирались до прокуратуры и старики. В ответ на просьбы разобраться - глухое молчание.

Руководство райздрава просило нас не предавать эти факты публичности и заверило в том, что до 28 октября контракт с фирмой молодого предпринимателя будет расторгнут. Но на сегодняшний день с пенсионерами никто так и не рассчитался.

«Открытая линия» собрала весь пакет документов, изобличающих группу заинтересованных в незаконных заработках лиц, для Генеральной прокуратуры. 29 октября наше заявление зарегистрировано в ведомстве.

28 июля в Узбекистане вступила в силу Конвенция ООН о правах инвалидов. Конвенция состоит из 50 статей, зафиксировавших основные права и свободы лиц с инвалидностью, в том числе их право на социальную помощь, а также определяет правовые гарантии для их реализации.

Ситуация, подобная чирчикской, может иметь место и в других регионах страны. И горстка правозащитниц не в состоянии заменить огромный и зачастую неповоротливый государственный механизм опеки. Но мы всё же будем рады, если нам удастся помочь отчаявшимся людям.


Татьяна Довлатова, руководитель инициативной группы «Открытая линия»