17 декабря гражданин Узбекистана, сотрудник интернет-магазина Le Bazar, Батыр Арифджанов через центральную кассу «Узбекистон хаво йуллари» забронировал билет за баллы на рейс Ташкент-Дубай-Ташкент (номер брони N24KS; 21 декабря туда и 26-го обратно). В соответствии с бронью он также приобрел через зарубежного турагента стыковочный билет далее в Каир и Египет. Однако на следующий день в кассу мужчину ошарашили сообщением, что его бронь частично снята (а именно - часть Ташкент-Дубай). Не уточнив при этом, кто снял и зачем (вероятно ради какого-нибудь высокопоставленного чиновника – такое в Узбекистане не редкость). Билеты, конечно, остались, но уже дороже классом.
Батыр Арифджанов
Возмущенный случившимся, Арифджанов, которому отказали в личной встрече с директором Государственного унитарного предприятия «Главное агентство «Узбекистон хаво йуллари» А. Н. Муллабековым, был вынужден оставить на имя последнего официальное заявление с требованием прояснить ситуацию. О чем он уведомил авиационное руководство и на своей странице в Фейсбуке, подчеркнув, что намерен обратиться по данному инциденту в Генеральную прокуратуру.
В своем заявлении Батыр Арифджанов адресовал руководству авиакомпании следующие вопросы:
- На основании чего была снята моя бронь в направлении Ташкент-Дубай?
- Каким образом появилась возможность выдать мне билет на 21 декабря, когда до написания заявления такой возможности абсолютно не было?
- Какой технический сбой способствовал снятию именно моей брони и последующего её восстановления?
- Ведутся ли логи (учет) технических сбоев, которые снимают отдельные брони и как можно с ними ознакомиться?
- Если моя бронь была снята не с техническими причинами, на основании какого документа, решения, поручения это было сделано (укажите номер внутреннего документа)?
- Если моя бронь была восстановлена не по техническим причинам, на основании какого регламента, решения, поручения это было сделано (укажите номер внутреннего документа) и за счет кого или чего появилось новее место класса «X» для выписки мне билета?
- Сможет ли НАК УХЙ или ГАВС возместить мне понесенные расходы на перебивку и заново выданные стыковочные билеты, при предоставлении соответствующих квитанций об оплате?
«Когда я отправился к начальнику технического отдела Ларисе Захарченко, она не смогла вразумительно объяснить причину снятия брони и, показав внутренний документ, сказала, что бронь, в принципе, «ничего не значит», и НАК «УХЙ» имеет право снимать ее в любое время при необходимости», - повествует он - При этом мне было предложено купить за наличные (не за баллы) билет на вылет 21 декабря. Когда я спросил, на какие даты есть билеты за баллы, мне предложили 20 декабря 2018 года. Так как я летел дальше из Дубая в Каир и Египет, я попросил дать мне 30 минут, чтобы перебить даты (международных билетов) с 21-го на 20 декабря. После подтверждения возможности изменения даты билетов в Каир за дополнительную плату я попросил выписать мне билет с датой вылета в Дубай на 20 декабря, обратно – 26 декабря (копия прилагается)».
Но, продолжает Арифджанов, этим дело не кончилось. После его слов о том, что копия заявления будет направлена для разбирательства в прокуратуру, началось нечто невообразимое.
К визитеру вышла помощница директора и сказала, что в системе произошла ошибка (якобы технический сбой), и они готовы выписать новый билет… на 21-е число, причём без какой-либо доплаты, и за баллы (а что помешало сделать это сразу, то есть, не трогать бронь?). Резонный вопрос: кто же ему теперь возместит издержки по перебивке других стыковочных рейсов и их восстановлению – поставил сотрудников авиакомпании в ступор. Они даже обиделись: мы, дескать, к нему с добром, а он...
Заявление
О другом похожем случае отношения к пассажиру, не по собственной воле обязанному воспользоваться недешевыми услугами компании-монополиста, в августе текущего года рассказали практически все местные СМИ.
Китайский турист, приехавший 23 августа из Баку в Ташкент на три дня, не смог пройти паспортный контроль, имея авиабилет в третью страну, хотя постановлением президента Шавката Мирзиёева с 15 июля введен безвизовый въезд для транзитных авиапассажиров на срок до пяти суток.
Ему пришлось купить авиабилет «Узбекистон хаво йуллари» за 400 долларов и заехать в Узбекистан уже с двумя билетами для вылета. Позже турист сдал новокупленный билет, так как все равно не успел бы на встречу в Москве 26 августа, если бы полетел узбекским рейсом. В аэропорту он сдал багаж, прошел регистрацию, но паспортный контроль снова не разрешил ему вылететь другой авиакомпанией. Итого из-за непредвиденных авиационных форс-мажоров иностранец потерял 900 долларов.
Главным образом это произошло по причине не предоставленной вовремя авиаперевозчиками предварительной информации подразделениям погранвойск СГБ республики о транзитных пассажирах, как того требует упомянутый выше правительственный документ.
До сих пор практически не удосужились опубликовать внятные инструкции для иностранцев ни узбекская погранслужба, ни МИД.
Отметим, что международный аэропорт в Ташкенте среди транзитных пассажиров уже давно снискал печальную славу воздушной гавани с устаревшими и репрессивными порядками безопасности. Ко всему – совершенно не отработанная система взаимосвязей всех служб, нередко доходящих до абсурда и казусов.
Трудно себе представить даже отдаленно, что подобное было бы возможно в любой из развитых стран мира. Скажем, вы летите в Нью-Йорк через Стамбул, а вас там неожиданно «тормозят» и принуждают купить билет на «Turkish Airlines»…
Каждая авиакомпания делает себе рекламу сама. В том числе «Узбекистон хаво йуллари», и нельзя не признать, что её действия ведут к крупным репутационным потерям.