Адвокат призвал должностных лиц Узбекистана поспособствовать прекращению издевательств над Даулетмуратом Тажимуратовым

Суббота, 12 Апреля 2025

Ташкентский адвокат Сергей Майоров, действующий в интересах Даулетмурата Тажимуратова, возглавившего протесты в Нукусе в 2022 году против поправок в Конституцию Узбекистана, отменявших суверенный статус Каракалпакстана, а в ходе заказного судебного процесса приговоренного к 16-летнему заключению, направил жалобу первому заместителю колонии №3 майору З. Рахимову (копии – Д. Тажимуратову, прокурору Навоийской области, омбудсману и руководителю администрации президента Республики Узбекистан). В ней говорится:

Уважаемый первый заместитель начальника КИН-11 майор З. Рахимов.

24.03.2025 [года] после свидания с моим подзащитным Тажимуратовым Даулетмуратом Мирзамуратовичем, 1979 гр., отбывающим наказание в КИН-11, по моему требованию состоялась встреча с вами. На встрече с вами, в присутствии ваших подчиненных сотрудников, я устно заявил претензии моего подзащитного к администрации КИН-11 и мои претензии адвоката к администрации КИН-11.

На встрече вы утверждали, что мой подзащитный Д.Тажимуратов вводит меня в заблуждение, и что его права в КИН-11 не нарушаются.

Ниже привожу незаконные требования администрации КИН-11, о которых мне рассказал Д.Тажимуратов.

1. На утренних построениях петь гимн Узбекистана;

2. На утренних построениях произносить клятву о том, что осужденные заслуженно отбывают наказание, что они больше не будут совершать преступления, что они просят прощения у своих родителей, у колонии, у Президента, у махалли (квартальные комитеты, формируемые действующей властью для соглядатайства за гражданами – ред.) за совершенные преступления;

3. После приема пищи в столовой, заявлять: «Спасибо повару, спасибо организаторам приёма пищи»;

4. Петь хором патриотические песни.

Д.Тажимуратов отказывается выполнять незаконные требования администрации, что, безусловно, не является нарушением правил пребывания в колонии. Однако администрация, в порядке мести за строптивость, используя других осужденных из числа активистов, организует регулярные избиения Д.Тажимуратова, похищения у него личных предметов.

Администрация отказывается принимать от Д.Тажимуратова заявления, жалобы, адресованные должностным лицам и родственникам.

Администрация отказывает Д.Тажимуратову в его праве разговаривать с родственниками по телефону в разрешенных правилами количествах и продолжительности беседы.

Администрация после многочисленных требований о предоставления телефонной связи с родственниками, даёт ему такую возможность, но лишь после того как, активисты (осужденные) изобьют Д.Тажимуратова. В результате, Д. Тажимуратов вынужден вести телефонный разговор с родственниками в избитом и подавленном состоянии.

Администрация, в лице оперативного сотрудника, произвольно прерывает телефонный разговор Д. Тажимуратова с родственниками, сокращая установленное десятиминутное время.

Администрация во время священного месяца Рамазан (март 2025 года), разместив его в карцере, зная, что Д.Тажимуратов соблюдает пост (уразу), отказывает Д.Тажимуратову в питании в темное время суток.

Администрация, назначив Д.Тажимуратову наказание в виде карцера, в камеру, где отсутствует стекло в окне, предоставляет ему на ночь самые вонючие матрас и одеяло. Чтобы доказательства изложенных выше фактов поставить под сомнение, администрация КИН-11 не устанавливает видеокамеры в местах:

- где происходят пытки и избиения Д. Тажимуратова;

- где проводятся телефонные разговоры с Д.Тажимуратовым;

- где Д.Тажимуратов пытается передать свои жалобы и заявления должностным лицам и родственникам.

Администрация не передает Д.Тажимуратову документы, высланные адвокатом в адрес КИН-11 для с Д.Тажимуратова.

Администрация не предоставляет Д.Тажимуратову специальную одежду и не обеспечивает ему (и другим осужденным) безопасные санитарные условия работы в цехе по производству извести.

1

Даулетмурат Тажимуратов. Фото Газеты.uz

24.03 2025, перед свиданием с Д.Тажимуратовым, охранники колонии отобрали у меня мой рабочий портфель с документами, которые я должен был показать Д.Тажимуратову. Отобрать портфель и документы охранники смогли тем, что отказали мне в свидании, пока я не оставлю портфель и документы у них на КПП. Объяснение охранника (или оперативника) было в том, что, по его мнению, отобранные у меня документы не имеют отношение к уголовному делу в отношении Д.Тажимуратова. Свою фамилию охранник (или оперативник) отказался мне называть.

Копии документов для Д. Тажимуратова, которые мне не разрешили иметь на свидании с ним, я накануне отправил в КИН-11 с требованием передать их Д. Тажимуратову (копию почтового уведомления о вручении КИН-11, сопроводительного письма к документам и самих документов прилагаю). Д.Тажимуратов мне сообщил, что документы от меня он не получил.

07.04.2025 из Представительства ООН в Узбекистане мне поступило Заключение Рабочей группы Совета по правам человека ООН по делу Д.Тажимуратова (копия прилагается) (дата официальной публикации 10.03.2025).

Рабочая группа Совета по правам человека ООН признала задержание и заключение Даулетмурата Тажимуратова произвольным. Основаниями стали отсутствие правовых оснований для ареста, нарушение принципов справедливого суда, обвинения в преступлениях за выражение политических взглядов и дискриминация по национальному и политическим признакам. Группа рекомендовала Узбекистану немедленно освободить Тажимуратова и выплатить ему компенсацию, а также провести расследование случившегося.

Вам надлежит передать указанное заключение Д.Тажимуратову.

Согласно статье 24 закона РУз от 15.11.2024 №ЗРУ-10О2 «Об уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмане) (Обращение осужденных к лишению свободы к Омбудсману через ящик для обращений) в каждом жилом секторе учреждений по исполнению наказания, в промышленных зонах, в помещениях, предназначенных для проведения краткосрочных и длительных свиданий, где содержащимся осужденным удобно оставлять обращения, устанавливается ящик для обращений к Омбудсману (далее - ящик Омбудсмана).

На основании изложенного, прошу:

ПЕРВОГО АДРЕСАТА [первого заместителя колонии №3 майора З. Рахимова]:

- провести служебное расследование по фактам описанных выше нарушений прав осуженного Д.Тажимуратова;

- установить камеры видеонаблюдения в местах, которые осуждённые (активисты) могут использовать для избиений Д.Тажимуратова;

- установить камеры видеонаблюдения в местах, отведенных для подачи осужденными заявлений и жалоб;

- передать высланные мной в ваш адрес документы для передачи их Д.Тажимуратову;

- представить мне для копирования материалы административного дела о назначении Д.Тажимуратову наказание в виде размещения на 10 суток в карцере в марте 2025 года;

- обеспечить Д.Тажимуратова специальной одеждой, обувью и безопасными санитарными условиями для работы в цехе по производству извести;

- установить сотрудника колонии, который препятствовал мне для проведения полноценного свидания со своим подзащитным (Д,Тажимуратовым) для оказания подзащитному юридической помощи, предпринять меры; - сообщить мне о принятых мерах.

2. ТРЕТЬЕГО АДРЕСАТА [уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по права человека (омбудсмана)]

- проверить соблюдение требований статьи 24 закона РУз от 15.11.2024 №ЗРУ-1002;

- проверить соблюдение администрацией КИН-11 прав, которые имеет осужденный Д.Тажимуратов: на помощь адвоката, на получение документов от адвоката, на получение Заключения Рабочей группы Совета по правам человека ООН по делу Д. Тажимуратова, на качественнее питание, на соблюдение условий содержание в карцере, на подачу заявлений и жалоб, на безопасные условия работы в цехе по производству извести.

3. ЧЕТВЕРТОГО АДРЕСАТА [прокурора Навоийской области]

- проверить соблюдение требований статьи 24 закона РУз от 15.11.2024 №ЗРУ-1002;

- проверить соблюдение администрацией КИН-11 требований статей 9 и 84 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Узбекистан о безопасности условий труда и санитарно-гигиенических условий пребывания в карцере;

- проверить обоснованность претензий к администрации КИН-11 со стороны Д. Тажимуратова и его адвоката С.Майорова;

- проверить соблюдение администрацией КИН-11 прав, которые имеет осужденный Д.Тажимуратов: на помощь адвоката, на получение документов от адвоката, на получение Заключения Рабочей группы Совета по правам человека ООН по делу Д.Тажимуратова, на качественнее питание, на соблюдение условий содержание в карцере, на подачу заявлений и жалоб, на безопасные условия работы в цехе по производству извести.

4. ПЯТОГО АДРЕСАТА [руководителя администрации президента Республики Узбекистан]

- дать указание, в том числе, администрации КИН-11, предоставить осужденному Д.Тажимуратову Заключение Рабочей группы Совета по правам человека ООН по делу Д.Тажимуратова.

Приложение в копиях:

- ордер на ведение дела адвокатом (всем адресатам);

- настоящая жалоба для Д.Тажимуратова (всем адресатам);

- заявление адвоката С.Майорова от 19.03.2025 (сопроводительное письмо);

- заключение Рабочей группы Совета по правам человека ООН по делу Д.Тажимуратова (всем адресатам); (…).

С. Майоров, адвокат.

Статьи по теме:

Рабочая группа ООН признала задержание и последующее заключения Даулетмурата Тажимуратова незаконным и призвала правительство немедленно освободить его

Адвокат Сергей Майоров сделал заявление о пытках и давлении на осуждённого лидера каракалпакских протестов Даулетмурата Тажимуратова

Здоровье Даулетмурата Тажимуратова в заключении с каждым днем ​​ухудшается

Даулетмурат Тажимуратов: угрозы, избиение, нарушение прав

Сергей Майоров: «Два события, две реакции»

За выдаваемую еду Даулетмурата Тажимуратова пытаются заставить петь гимн Узбекистана, - Сергей Майоров

Адвокат Майоров: «Даулетмурат Тажимуратов до сих пор незаконно находится в одиночной камере»

Даулетмурат Тажимуратов: «Это место похоже на тюрьму Хивинского ханства»

Адвокат Майоров - Даулетмурат Тажимуратов подвергается избиениям и издевательствам

В Бухаре оглашен приговор участникам июльских протестов в Каракалпакстане

Что вменяют в вину участникам протестов в Каракалпакстане

Силовой разгон протестов в Нукусе: есть убитые и раненые (видео)

В Нукусе вспыхнули протесты против «антикаракалпакских» поправок в Конституцию Узбекистана


Соб. инф.