Черный казан и наказание заблудших. Публицистика Абдулазиза Махмудова

Пятница, 20 Июля 2018

Хорошие статьи, посвященные не описанию, но осмыслению современности, в Узбекистане встречаются, к сожалению, не часто. И в этом плане несомненный интерес вызывают публикации режиссера-документалиста Абдулазиза Махмудова, в которых он обращается к острым и важным темам, пытаясь докопаться до глубинных корней того, что происходит со страной в последние десятилетия. При этом публицист, как бы размышляя вслух, безбоязненно высказывает всё, что думает, без оглядки на возможные «проблемы», сообразуясь лишь с собственным пониманием жизни, своими знаниями и опытом.

Несколько слов о нем самом. Родился в 1950 году, в 1978-м завершил учебу на дневном отделении факультета русской филологии Туркменского Государственного университета им. Горького. Работал учителем русского языка и литературы в средней школе посёлка Лапри Тындинского (Джелтулакского) района Амурской области Байкало-Амурской магистрали. В 1986 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров в Москве, после чего трудился в качестве ассистента режиссера и режиссера-документалиста в Ташкенте. С августа 1989 года - независимый киножурналист. Как автор сценариев и режиссёр сотрудничал с советскими и российскими телепрограммами, был стрингером NBC (США), TBS (Япония), BBC (Великобритания). Готовил репортажи из «горячих точек». За время творческой деятельности снял более 60 документальных, научно-популярных и учебных кинофильмов (многие из них можно найти в Ютубе). Предлагаем вашему вниманию – две его статьи; в редакционных планах еще ряд публикаций.

«Тирикчилик»

«Тирикчилик» – житьё, повседневное существование, содержать, кормить семью». Узбекско-русский словарь С.Акобирова и Г.Михайлова.

«Тирикчилик» неразрывно связан с кипящим чёрным казаном. Спросите у миллиардера Алишера Усманова, как тирикчилик? Он с достоинством ответит:

- Слава богу! Чёрный казан кипит.

С таким же непоколебимым достоинством ответит вам и бедолага, едва сводящий концы с концами. Правда, размеры чёрных казанов и их содержимого несопоставимы.

«Тирикчилик» – это синоним заботы о семье, и чёрном казане, который обязан кипеть. «Тирикчилик» - это борьба за существование в Независимом Узбекистане, где от нас с вами, от простых людей, ничего не зависит. И кипящий казан - смысл всего нашего бытия, вопрос жизни и смерти.

Пресловутым «тирикчилик» занимается и попрошайка, бродящая по людным местам с чадящим кадилом исрыка (сухой травы гармалы – ред.). И гаишник «на охоте» с радаром. И вымогатель-чиновник. И аферист международного масштаба. «Тирикчилик», служит оправданием лжи узбекских журналистов на телевидении и в печати. «Тирикчилик» - когда люди совсем не бедные воруют воду, газ и электроэнергию для своих домов, теплиц и производственных цехов. (Я это видел собственными глазами.) «Тирикчилик» - когда водитель набивает пассажирами свой автобус, как бочку с селёдкой. (Правда, «тирикчилик» водителя, не подразумевает комфорта пассажира.)

«Тирикчилик» - когда браконьеры километровыми сетями вылавливают всю рыбу из водоёмов. Казалось бы, что проще - нужно прекратить ввозить и продавать сети, зарегистрировать анонимные лодки и значительная часть проблемы охраны природы решится. Тогда как же «тирикчилик»? Разрушится «биологическая цепочка».

Справедливости ради надо сказать, что «тирикчилик» фермера, пытающегося хитрить, чтобы выжить, не то же самое, что «тирикчилик» хокима районного масштаба.

«Тирикчилик» преподавателя университета или врача разительно отличается от «тирикчилик» банкира или министра.

«Тирикчилик» – катастрофа, если становится главным мотивом деятельности педагога, хирурга, судьи, правоохранителя или министра.

Как оправдать жадность господ амалдоров (чиновников – ред.), чьи «тирикчилик» - немыслимые, в 1000 и более кубометров…Что вокруг чёрных казанов можно устраивать корпоративные пикники, купаться в шоколаде, пить шампанское и загорать, облизывая друг друга.

Как не поражаться аппетиту самых что ни на есть высокопоставленных «слуг народа», чьи казаны - что озёра и водохранилища, круглосуточно питаемые бурными реками и ручьями?

«Тирикчилик» чиновника, как и малокультурного водителя автобуса, не предполагает уважительного отношения к нам с вами - простым людям.

Проще всего «тирикчилик» списать на менталитет. Но ведь рыба гниёт с головы. Элита создаёт правила поведения, а население успешно копирует и приспосабливается ко всему, что видит в верхах. Поэтому «тирикчилик» находит сочувствие и понимание в массовом сознании.

В недавнем прошлом нынешние нувориши, прозывавшиеся партийно-советской номенклатурой, были верными вассалами Кремля и с чемоданами подарков терпеливо потели в приёмных своих московских господ. Но вдруг в 1991 году СССР развалился и вчерашняя прислуга, за редким исключением, на мой предвзятый взгляд, мало на что способная, кроме как подавать лапу и преданно исполнять команды хозяев, как по мановению волшебной палочки получила богатую удельную вотчину с готовой инфраструктурой. Дорогами и мостами, школами и вузами, медицинскими учреждениями, силовыми структурами, заводами и фабриками, линиями электропередач, каналами и водохранилищами, миллионами гектаров ухоженной земли. И самое главное, со сговорчивым и трудолюбивым населением. Колхозниками и рабочими. Состоявшейся за годы Советской власти научно-технической и творческой интеллигенцией.

Казалось, задача властей была предельно проста. Перевезти на другой берег живыми и невредимыми, волка, козу и капусту. Вроде бы и кормчий не был новичком, и команда обученная, и лодка крепкая, и рельеф знакомый, и течение не бурное. Но сначала коза съела капусту, потом волк съел козу и лодочника. Победил зверь. Победили инстинкты. Победила лакейская привычка воровать. Победили Минходжидины, Хайритдины и прочие толстопузые Баи и Султаны, якобы «пекущиеся» о культуре, промышленности, сельском хозяйстве, медицине, просвещении и прочем, прочем. Всего и не перечесть. Как макаки индийских городов они всё растащили, съели и спрятали за щёку. Их предки явно произошли не от Адама и Евы.

Бюрократия восьмидесятых годов прошлого века, за редким исключением, - липовые коммунисты, - никогда не мечтала о свободе. И никакими светлыми идеями независимости и спасения нации не была озабочена.

Они страшились гласности и перестройки как чёрта. Боялись, что лишатся власти и привилегий. Но благодаря Михаилу Горбачёву, которого ругали, свобода, упала им в руки даром, как манна небесная. И эта свобода, случайный божий дар, превратилась, на мой взгляд, в свободу кучки не очень умных, злых, лицемерных и очень корыстных людей безнаказанно лгать и вершить насилие над доверчивым и беззащитным населением Узбекистана.

«Тирикчилик» - это синоним тотальной коррупции, вседозволенности и круговой поруки. Может быть, именно в этом чудовищном эгоцентризме, корни нашей неприязни к нам самим и других к нам? Если помните, сказка о чёрном казане имеет продолжение. Которое гласит: «Чёрный казан кипит и ладно! До других мне дела нет». Отсюда наша инфантильность, разобщенность, застой и деградация.

Но чую, близится каннибализм. Люстрация, экспроприация, национализация, коллективизация, культурная революция и ГУЛАГ.

В наличии три сценария: большевистский, маоистский и полпотовский. И, кажется, наш кормчий уже определился с выбором.

Господа, новоиспечённые нувориши! Пришло время платить по счетам. Вам нужно срочно озаботиться благоустройством пенитенциарных учреждений в Жаслыке – КИН-71, Кагане – КИН-62, Карши – КИН-33, КИН-49, КИН-61, Касане – КИН-64, Алмалыке – КИН-45, Навои – КИН-29, КИН-36, КИН-46, Зарафшане – КИН-48, Кизилтепа – КИН-47, Ташкенте – КИН-18 («Сангородок»), КИН-7 (женская колония), Бекабаде – КИН-21 (для работников правоохранительных органов), Караулбазаре - КИН-25, в посёлке Уйгурский Папского района – КИН-32, в посёлке Садовый Зангиатинского района - КИН-1, в посёлке Таваксай - КИН-3, Чирчике – КИН-6.

Я перечислил некоторые колонии из системы исполнения наказания. Вместе с тюрьмами и следственными изоляторами на июнь 2001 года - 84 адреса. Возможно, сегодня их вдвое больше, ведь прошло пятнадцать лет. Напоминаю будущим «врагам народа», фигурантам уголовных дел! Таковыми могут быть не только чиновники, но и оппозиционеры, правозащитники, журналисты, любой мыслящий человек. Сушите сухари, запасайтесь тёплыми штанами и ватниками. И главное! Используйте связи и бронируйте «для себя, любимых» комфортабельные VIP-камеры в следственных изоляторах и тюрьмах. И удобные кровати в любой КИН на ваш вкус. Не ровён час, понадобятся.

А что же с Узбекистаном?

На мой взгляд, страна поплывёт в фарватере политики Кремля. Кормчий (назовём его для ясности Джон Сильвер), как объявил на «Озодлике» любимчик патриарха Исматжон Хушев, получит право пожизненно властвовать над кораблём и с помощью пяти гениальных принципов продолжит своё эпохальное путешествие к берегам Острова Сокровищ, то бишь к «Великому Будущему».

А что же станется с нами, c населением? Мы инфантильные люди. «Скоты и свиньи», как обзывает нас сбежавший в Нью-Йорк ветеринар (имеется в виду Абдурахим Пулатов – ред.). Разве с нами советовались до сих пор? Мы по-прежнему будем фрустрировать. Ругаться на кухне. Безумно радоваться, что выжили, и делать свой скромный «тирикчилик». «Чёрный казан кипит, и ладно!».

Ташкент, 14 января 2015 года, ru.hrsu.org

Аросат

Сегодня мы с вами наблюдаем кризис религиозных доктрин. Это особенно отчётливо наблюдается в развитых просвещённых государствах Европы, где церкви пустеют и закрываются за ненадобностью. А их место занимают мечети эмигрантов, бежавших от нищеты и произвола из отсталых стран Азии и Африки, которые вместе с верой везут на Запад свой менталитет и отсталые патриархальные традиции, зачастую противоречащие общечеловеческим ценностям. Своё нетерпимое отношение к современной культуре демонстрируют и различные экстремистские группировки, бесчинствующие под знамёнами ислама. Конечно же, это не может не вызывать размышлений и осуждения здравомыслящих людей. Видимо, поэтому участились случаи, когда наиболее сомневающиеся адепты ислама стали уходить в другие вероисповедания… Хотя для объяснения этого явления есть и множество других причин: духовного, экономического и социального порядка.

Я вполне понимаю людей, меняющих религиозные убеждения. Поскольку это очень серьёзно и на всю жизнь! Выбирать религию, или не выбирать никакой следует в зрелом возрасте. (Представляю, какой визг поднимут фанатики после этих строк.) Процесс перехода верующих граждан из одних конфессий в другие происходит и в Узбекистане. В конституции и законах которого декларируется право на свободу совести.

«Свобода совести - это гарантированное конституционное право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Не допускается какое-либо принуждение при определении гражданином своего отношения к религии, к исповеданию или неисповеданию религии, к участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, в получении религиозного образования». (Закон РУз «О свободе совести и религиозных организациях» - ред.)

Однако этот закон никак не мешает борьбе государственных органов Узбекистана с «кяфирами и вероотступниками». На местном телевидении, на канале «Ёшлар», прямо в эту самую минуту, шестого декабря 2014 года, началась пропаганда мракобесия и религиозной нетерпимости… Иной раз, в мою голову закрадывается шальная мысль, что мы ошибаемся, думая, что страной правит светская элита. На самом деле нашей страной правят официальные и неофициальные муллы. Так называемые «кадымисты» - сторонники возрождения патриархальной старины с дремучим религиозным сознанием и феодально-байским домостроем. (А верховная власть - коммунисты-атеисты, из конъюнктурных соображений посещающие Мекку и участвующие в богослужениях в мечети, - всего лишь заложники агрессивно-послушного, невежественного большинства, ловко управляемого мусульманским духовенством.) Но об этом мы поговорим позже…

Прошлым летом на местном телевидении, опять же по каналу «Ёшлар», в первый раз демонстрировался фильм Узбеккино «Аросат» от 2009 года. Автор - Г.Шермухамад, режиссер - М.Абдухоликов, оператор - Ж.Ганиев, которые выступают апологетами «кадымизма». Маразм крепчает, подумал я тогда. Именно этот фильм повторно показывают и сейчас. Я смотрю телевизор и пишу эти строчки.

У слова «Аросат» несколько значений. Русско-узбекский словарь под редакцией Акобирова и Михайлова от 1988 года говорит: Аросат это: 1 - страшный суд, место страшного суда; 2 – суматоха, шум, гвалт; аросат солмоқ - вызвать панику, смятение; аросатга тушмоқ или аросатда қолмоқ – остановиться на распутье; не знать, что делать.

Как мне представляется, авторы фильма имели в виду первое значение: страшный суд, или место страшного суда. (В русском переводе он назывался «Заблудшие» - ред.)

Реклама фильма

Реклама фильма

По поводу этого фильма я выступал на конференции в Доме кино, и в марте 2010 года опубликовал в Centrasia.ru критическую статью «Янь и Инь узбекского игрового кино». Вот фрагмент, посвящённый содержанию фильма.

«Намерения создателей фильма - борьба с прозелитизмом. Односельчане не хотят участвовать в похоронах погибшей от несчастного случая женщины-прозелитки. Имамы отказываются читать заупокойную молитву. И ни одно кладбище не хочет принимать ее труп. К сожалению, в нашей жизни встречаются такие явления, которые мы увидели в фильме. Мы можем стать такими бессердечными мракобесами, но только в одном случае! Если прикажет чиновник. Мы будем стучать на своих близких, на сына, на свата и брата. Если прикажет чиновник, мы стыдливо опустим глаза, трусливо спрячемся и пробойкотируем похороны любого праведника, будь он нашим собственным отцом, как это было в недавние советские времена. А иначе мы вполне адекватны современности, и очень милосердны. Наши кладбища переполнены атеистами – коммунистами, ворами и серийными убийцами. И вообще существует негласное правило: раз ты принес усопшего в мечеть, значит он правоверный мусульманин. Мулла прочитает заупокойную молитву и человека чинно-мирно похоронят… Так что для правдивости в фильме не хватает образа злонамеренного и мстительного чиновника. Но авторы блестяще решили эту проблему. В качестве злонамеренного чиновника выступает сам Аллах. Во-первых, устроив наезд на прозелитку (она погибает в результате автоаварии – ред.), он покарал молодую безобидную женщину, которая не была взяточницей, никого не убивала, ничего не воровала, не была блудницей, однако, поддавшись агитации мужа-прозелита, сменила веру и агитировала людей. Ну и что с этого? У нас свобода совести и вероисповедания. Верить, или не верить - это личное дело каждого гражданина…

…Вернемся к фильму. Начинается он с эпизода, где какие-то не то воры, не то бандиты, одним словом подозрительные типы, уговаривают главного героя - прозелита, мужа погибшей женщины, никому ничего не говорить. Потом появляется отец и выгоняет друзей мужа. Узнав, что умерла «безбожница», и что родственники хотят ее похоронить, ретируются соседи. Затем всё экранное время занято попытками родственников хоть каким-то образом похоронить несчастную женщину. Почему-то никому не приходит в голову совершить похороны покойной на кладбище конфессии, соответствующей ее новым религиозным убеждениям. Ну, тогда не было бы причин для создания фильма. Вся фишка в том, что её негде похоронить. Труп везут в дальний кишлак, но видимо, злонамеренный чиновник уже сообщил имаму по сотовому телефону, что везут прозелитку. И имам возмущенно закрывает ворота кладбища. И, самое невероятное, - мулла отказывается от денег. Потом бесчисленное количество раз ломается машина. Даже железо возмущено деяниями «безбожницы». Мистика какая-то. Потом прозревший шофер отказывается вести машину. Бесконечные разборки родственников с шофером. Наконец, решили похоронить труп на кладбище заброшенного кишлака. Но где-то в мрачном ущелье мотор окончательно глохнет. И родственники решают похоронить усопшую прямо у обочины дороги. Но не тут-то было. Наступила ночь, пошел снег, каменистая земля не поддается под ударами лопаты и стало чертовски холодно. Становится жалко бедных людей, не способных похоронить ни в чем не повинного человека. Жалко мужа, который окоченев от холода, ложится под одеяло рядом с усопшей. Растет ненависть к тем, кто препятствует похоронам: к трусливым соседям и продажным махаллинским аксакалам. Наконец-то яма вырыта. Деревянный кузов машины сожжен в костре и это еще одно несчастье, которое посылает Аллах. И последнее! Женщина похоронена, но мстительный чиновник не унимается, труп разрывают и съедают не то волки, не то собаки…».

Таково краткое содержание. Кстати, и эта картина и ей подобные, в исполнении режиссера М.Абдухоликова, размещены в интернете и пользуются бешеным успехом, у наших дремучих зрителей. Представьте себе, это вопиющее мракобесие, противоречащее общечеловеческим ценностям и изображающее местное мусульманское население, как фанатичных средневековых варваров, выпущено на местный экран. (Предполагаю, что мракобес из Яйпана, не так давно покалечивший двух невинных женщин, совершил своё преступление под влиянием таких фильмов. Я утверждаю: невинных женщин! Религиозный фанатик, одураченный местной пропагандой, и покалеченные им женщины – следствие обстоятельств, созданных нынешним режимом.) По всей видимости, и заказчики фильма, и его создатели, и те, кто пустил в публичный прокат, хромают на обе ноги в области понимания задач современной культуры. И всё же это мракобесие выпустили на массовый экран. Хотя когда-то бывший председатель Узбеккино господин Исхаков публично заявлял, что фильм - обычная «заказуха» Духовного управления мусульман, и предназначен для демонстрации в исправительных колониях. Однако со времени производства фильма прошло пять лет, и, быть может, устроители массового показа решили, что за это время вся страна стала исправительной колонией?

В фильме совершенно отсутствует анализ причин перехода узбекских мусульман в иную веру. Потому что это автоматически затронуло бы проблемы экономики и социальной справедливости. Люди, покидающие ислам, попросту не верят большинству своекорыстных, лицемерных и невежественных мулл, оккупировавших тысячи мечетей. Ведь и пропаганда неукоснительного исполнения законов государства, и вера в религиозные догматы начинаются с личного примера. Чего ждать от других, когда главным нарушителем законов является «гарант» конституции?..

Помню, после ошской резни 1990 года один влиятельный знакомый организовал званый обед для нескольких известных оппозиционеров и пригласил на этот обед муфтия Духовного управления мусульман народного депутата СССР Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа. Крупные планы чернобородого человека в белой чалме тогда часто мелькали на транслируемых Москвой съездах народных депутатов СССР. После трапезы мы попросили муфтия обратиться с депутатским письмом к президенту Горбачёву, чтобы тот внёс вопрос об обсуждении ошской трагедии в повестку дня сентябрьского 1990 года заседания Верховного Совета СССР. В ответ он долго что-то мямлил: «Всё от бога… Такая судьба… Человек не властен… Кара за грехи… Нужно молиться». Одним словом, мы не убедили господина Мухаммад Юсуфа написать письмо Горбачёву. Быть может, он хороший, добрый и душевный человек, но на съезде народных депутатов красивый муфтий, на мой взгляд, выполнял роль манекена. Был наглядным свидетельством демократизации и перестройки. Вазой с красивыми бутафорскими фруктами в театральном спектакле. Интересно было бы знать, что бы он сказал, если бы «божья кара» в форме киргизских националистов у него на глазах насиловала и убивала его собственных детей. Слышал, что он теперь чуть ли не Аль-Бухари современного мусульманского мира. И у него тьма млеющих от его праведных книг поклонников. Зашёл в интернет, чтобы узнать, чем же он восхищает своих приверженцев. Вот что пишет о нём сайт www.islom.uz.

Фрагмент текста:

«Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф известен множеством своих фундаментальных и энциклопедических научных трудов. Среди них «Тафсири Хилал» - смысловой перевод аятов Священного Куръана (Корана – ред.) и их тафсир (толкование) с совершенно новым подходом к переводу смыслов арабских терминов, с комментариями и пояснениями в увязке с современной повседневной жизнью человека, упоминанием последних открытий в науке. Первое издание этого огромного труда (на узбекском языке) состояло из 22 томов. Серия «Хадисы и жизнь» - комментарии к сборнику хадисов, фундаментальному труду известнейшего шейха Мансура Али Насифа «Ат-Таджул джамиъ лил усул фии ахадисур расул», представляет собой многотомный (39 томов!) энциклопедический труд, подобного которому, по мнению специалистов, еще не издавалось за последние триста лет…

…В процессе знакомства с книгами автора четко прочерчивается уверенность в том, что Ислам имеет достаточную притягательность, чтобы «покорить мир без насилия и оружия».

Оба на-а-а-а! По-узбекски это выражение звучит примерно: «Ола-а-а-а!». Десятки томов, стоившие многих лет кропотливого труда, сундуки томов, чтобы доказать миру мысль: «Ислам вполне современен и может покорить мир без насилия и оружия». Знакомая мысль!.. Талибы, Боко Харам, ИГИЛ тоже мечтают о чём-то подобном… Но зачем же обязательно покорять? Разве нельзя мирно сосуществовать различным религиозным конфессиям?..

Честно говоря, меня впечатляет другой мулла. Наш соотечественник, известный туркестанский просветитель - муфтий Махмудходжа Бехбуди. Кроме узбекского владевший арабским, русским, персидским языками. Который сто лет назад создавал светские школы, писал учебники для детей и учителей. В своей пьесе «Падаркуш» («Отцеубийца»), газетных и журнальных публикациях боролся со средневековым традиционализмом и религиозным фанатизмом. Этот мужественный человек, опередивший своё время на целый век, в цвете лет был казнён мракобесом эмиром бухарским Саидом Алим-ханом.

В отличие от Саида Алим-хана - палача Бехбуди, нынешний эмир милостив к покладистому шейху Мухаммад Садыку Мухаммад Юсуфу. Он был избран председателем Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана. Народным депутатом СССР. В настоящее время пользуется успехом у богачей, пишет множество книг и живёт сытой, обеспеченной жизнью.

А вот что пишет о религии Бог:

«Все основные мировые религии, с их акцентом на любовь, сострадание, терпение, терпимость и прощение могут и способствуют внутренней ценности. Но реальность сегодняшнего мира состоит в том, что заземлённая этика в религии больше не является адекватной. Вот почему я всё больше убеждаюсь, что настало время, чтобы найти способ думать о духовности и нравственности вне религии в целом…

…Я считаю, что у религий нет будущего, и об этом говорю уже несколько лет. Ещё одно-два поколения, и религии начнут уходить со своих позиций, и к концу столетия они останутся только как музейный экспонат...».

Это слова Титана! Нашего современника. Лауреата Нобелевской премии мира Далай Ламы ХIV. Живого бога тибетцев – Бодхисаттвы Авалокитешвары, объединившего в себе политическую мудрость покойного Папы Римского Павла Второго и искренность покойного Учителя Махатмы Ганди.

Представляю, как наши граждане, плохо знающие Конституцию и юридические законы своей страны, отстраняясь от проблем земной жизни, будут годами усиленно штудировать сундуки богословских толкований Корана и хадисов уважаемого шейха. И ещё! Я не случайно сказал, что возможно муллы правят Узбекистаном. Как известно, Хамзу убили невежественные религиозные фанатики. А кто сегодня убивает память о поэте? Скажите, что с ним не так? Какие страшные скелеты вы откопали в ваших железобетонных сейфах? Уважаемые радетели «национального возрождения?» Разве не вы сами, муллы в погонах и без погон, ныне сидящие в кабинетах верховной власти создавали многочисленные мифы о «революции в Туркестане и её отважных героях в борьбе с «басмачеством?» А услужливые художники писали картины, писатели сочиняли книги, кинематографисты снимали фильмы об А.Икрамове, С.Рахимове, Хамзе. И многих других, чьи имена я не называю, чтобы не отнимать времени. Их именами назывались улицы и районы городов, колхозы и совхозы, школы и станции метро.

Скажите что же не так с Хамзой? Этот вопрос должен был бы задать певец Хамзы и режиссёр-постановщик 17 серийного фильма «Огненные дороги» уважаемый аксакал узбекского кино Шухрат-ака Аббасов. Который наверняка знает о Хамзе больше некоторых учёных-историков. Но по известным причинам он молчит. Ведь даже жертва бандита-убийцы, вопящая о помощи, - это политика. А политика - грязное дело...

И всё же! Уважаемые, господа! Скажите публично, что не так с Хамзой? Или это действительно дело рук нынешних религиозных фанатиков? Которые без объяснений причин решили стереть его имя из памяти народа. Не иначе, творчество Хамзы не подходит к нашему менталитету. Оно слишком будоражит мысли, волнует кровь. В ней нет рабской покорности.

Ишаны

Что толковать, такой удел им дан!
Дела ишанов – жадность и обман.
Одну лишь цель преследуют ишаны:
Чужим добром набить себе карман.

У них как будто доля нелегка,
В постах и бденьях святость велика.
На деле же они сожрать готовы
Последнюю лепешку бедняка.

О святости улемов говорят,
Но в святости улем ишану брат.
Вглядись в дела их, речи их послушай -
Сердца у них от жадности горят.

Суды, наветы, тяжбы – вот их страсть,
В чинах друг друга обойти стремясь,
Сцепившись из-за места мударриса,
Они друг друга втаптывают в грязь.

Бесстыдны лица этих лжесвятых,
Обжорство, праздность сладостны для них.
Попасть на пир, надеть халат поярче -
Вот цель и смысл существованья их.

Хамза

Я часто задаю себе вопрос и пытаюсь сформулировать ответ. Была ли у Узбекистана альтернатива нынешнему развитию? И почему победили «кадымисты?» Почему оказались невостребованными идеи джадидов? Почему мы постепенно теряем светскость, которую наш народ выстрадал своей кровью вследствие секуляризации массового сознания, проведённого большевиками? Или существует некий заговор и тайно готовится почва для Боко Харам и талибов местного разлива? Ответов множество. Это и аргумент мулл: «Джадиды-кяфиры не подходят к нашему менталитету», который я не раз слышал. И равнодушное отношение нынешней власти к нашему недавнему прошлому, настоящему и будущему… Лишь бы в Багдаде было всё спокойно. А после нас хоть потоп!

Анализируя, как формировались пропагандистские кадры «национального возрождения» после независимости, я вспоминаю, что первыми коридоры верховной власти и различного рода СМИ заняли, за редким исключением, посредственные писатели и журналисты, бывшие в оппозиции или около неё, но лояльные к власти, которые утвердившись, позвали из провинции своих невежественных родственников и друзей-односельчан. Те в свою очередь подтянули дремучих… На мой взгляд, из таких людей формировались не только пропагандистские кадры СМИ, «Министерство Правды» («Фонд духовности и просвещения»), но и кадры СНБ, Комитета по делам религии, Духовного управления мусульман. Которые сегодня только формально разделены между собой, и трудно понять, кто мулла в погонах, а кто мулла без погон. Тем более что они вполне взаимозаменяемы. Кстати, господа! Ноу-хау! Учитывая временные трудности с бюджетом, предлагаю вашим организациям направлять своих пенсионеров в дальние кишлаки на должности имамов… Пусть их народ кормит. А пенсии упразднить для экономии государственных средств. И порядок будет и родные уши в случае чего.

Я намеренно сгущаю краски и шучу, чтобы привлечь читателей к размышлениям… Безусловно во всех сферах есть адекватные и честные профессионалы, но их мало и они не делают погоду. И последнее. Я с трудом верю, когда говорят, что имамов заставляют стучать на прихожан… Их не нужно заставлять, они это делают по убеждению. Они борются с ересью… Поэтому у нас такое множество верующих сидит в тюрьмах и колониях. Вспомните священную инквизицию средневековья. Разве монахов заставляли истязать и сжигать людей? Нет. Они это делали по убеждению… В конце ноября у нас запретили беспилотные дроны. «Кто запретил? Зачем запретил?» - взволновалось радио Озодлик. Конечно, муллы в погонах. Кому ещё запрещать. Разве вы не знали, что дроны не подходят к нашему менталитету?.. Вдруг кяфиры станут сверху заглядывать в ичкари, женскую половину дома… А ещё и снимать на видео. Вдруг кого-то уличат в баччабозстве. Или взяточника поймают с поличным. Или иностранные шпионы украдут у нас высокие технологии изготовления фирменного насвая или курта, другие секреты. Это же очень опасно…

Главная причина, того что произошло с нами, конечно же, на мой взгляд, заключается в отсутствии прогрессивного лидера и подлинного реформатора. Ведь власть правителю досталась автоматически, по наследству от СССР. Правящая номенклатура, оказавшаяся банкротом в 1991 году, перехватив идеи ими же дискредитированной оппозиции, продлила своё существование ещё на 25 лет. Они не сражалась за независимость страны. И были традиционно далеки от простого народа и его нужд. И потому, видимо, никогда не испытывали особенных патриотических порывов. Они просто сменили вывески на дверях своих кабинетов. Приспособились к религиозной риторике, калошам и кумганам для омовений, необходимым для доверия невежественной толпы. И не желая усложнять себе жизнь «опасными нововведениями» цепко держалась за коррумпированную командно-административную систему, которая в течении четверти века была гарантией её сытости, мира и стабильности… И в тоже время причиной политического и экономического кризиса и упадка страны. Причиной потери двух поколений молодых людей, массовой, безработицы, мардикёрства (мардикёр – рабочий-поденщик, - ред.), эмиграции и гастербайтерщины. Скрываемой угодливой маской местных СМИ.

Скоро очередные бутафорские выборы, что они могут дать стране и её населению? Наше будущее туманно и неопределённо. Одним словом, страна, как и герои одноимённого конъюнктурного фильма, оплаченного муллами и снятого услужливыми киношниками, оказалась в «Аросате» В цепком капкане кадымизма-традиционализма, мешающего интеграции в мировую экономику и культуру. А на местном телевидении в эту самую минуту пропагандируется мракобесие и религиозная нетерпимость. И грядёт «страшный суд».

Ташкент, 6 декабря 2014 года, ru.hrsu.org


Соб. инф.