Те, кто интересуются историей культуры, должны поскорее посетить Узбекистан, если это еще того стоит, поскольку приходится выразить сожаление по поводу архитектурного наследия этой среднеазиатской страны. Речь идет не об академических тонкостях в вопросах правильной реставрации, а об основах международных соглашений, зафиксированных во многих документах Международного совета по охране памятников Icomos. В последние годы бульдозер стал главным инструментом реставрационных работ. После сноса объекты заменяются подделками, грубо копирующими оригинал, - отсутствие сходства замечается даже неподготовленным глазом. Такой подход был опробован в столице Узбекистана Ташкенте, когда кирпичное здание Приюта Кауфмана, относящееся к русскому колониальному периоду, было разрушено летом 2017 года и «восстановлено» на самом заметном месте, непосредственно в центре города.

Куратор и историк искусства Борис Чухович на сайте Alerte Heritage, посвященном защите центрально-азиатского культурного наследия, опубликовал статью о проблеме реставрации в Центральной Азии и других странах постсоветского пространства. Публикация вызвана варварским сносом семикупольного мавзолея Шамуна-наби (XVII - XVIII вв.), возведенного на развалинах более древнего сооружения, главной исторической достопримечательности Каракалпакстана из жженого кирпича. Как недавно стало известно, охраняемый объект был полностью снесен и заменен новенькой копией. И это не единственный памятник, уничтоженный ради того, чтобы на его месте было построено что-то поярче и «покрасивше» - в последние полтора десятилетия этот процесс охватил все регионы Узбекистана, причем сносы «старья» поддерживаются самими властями. Ниже мы полностью приводим статью Б.Чуховича.

Дома как люди - одни заслуживают романов и баллад, другие не стоят даже упоминания. В центре Чирчика, чуть повыше городского канала, за разросшимися деревьями виднеется монументальное строение, которое еще рано называть развалинами, но в ближайшем будущем оно обещает в них превратиться. Со стороны двора здание напоминает средневековый караван-сарай с многочисленными комнатами-худжрами, а наружные стены оснащены балкончиками и рядами круглых окон-иллюминаторов. Мало кто знает, что это первое многоэтажное здание Чирчика, заложенное в 1934 году, когда ничего подобного не было даже в Ташкенте, и лишь после его постройки началось возведение еще не существующего, но уже запланированного города.

В юго-восточной части Самарканда, через дорогу от кладбища с мавзолеем средневекового исламского богослова и казия Ходжа Абди-Даруна стоит полуразвалившееся старинное здание с высоким изящным порталом, известное как Ишратхана (Ишратхона). Когда-то оно имело высокую башню с бирюзовым куполом, мечеть и ряд различных пристроек, но до нашего времени сохранились только остатки главного помещения. Похоже, что за всю свою многовековую историю, вплоть до середины XX столетия, оно никогда не ремонтировалось. Однако в последние месяцы положение меняется: памятник эпохи тимуридов начали реставрировать - с помощью обыкновенного силикатного кирпича.