NeMolchi.uz: «О худжуме, о тех женщинах Востока, которые сделали первые шаги в стремлении быть свободными и открытыми»

Понедельник, 14 Сентября 2020

«До 20-х гг. 20 века в Средней Азии существовало многожёнство, практиковались выдача замуж девочек с раннего возраста за калым, передача женщины по наследству (по смерти мужа - его брату), умыкание невест. Практически все женщины были неграмотными.

В 1920-е годы во всём бывшем СССР осуществлялась политика, предполагавшая переосмысление роли женщин в обществе, направленная на то, чтобы освободить их от части обязанностей по ведению домашнего хозяйства, дать им возможность получать образование и работать наравне с мужчинами. При этом «женщины Востока» рассматривались как наиболее угнетённая категория женщин бывшего СССР. 

С середины 1920-х годов появляется специальное обозначение для кампании по «освобождению женщин Востока» - худжум. Это слово означает «наступление». Так назвали начавшийся в далеком 1927 году поход за раскрепощение женщины-мусульманки, за ее права, просвещение, достоинство. Создавались специальные женотделы, которые обучали женщин уходу за детьми и основам гигиены, а также консультировали их по правовым вопросам, женские и детские медицинские консультации, родильные дома.

Но худжум прежде всего запомнился такими радикальными акциями, как публичное снимание и сжигание паранджи как «символа угнетения и рабства» женщин. Первыми паранджу сбросили с себя жёны рабочих-узбеков в 1924 году после издания декрета об отмене калыма. 8 марта 1927 года по инициативе первого секретаря Среднеазиатского бюро ЦК ВКП(б) И. Зеленского на площади Регистан в Самарканде тысячи узбекских женщин сняли с себя паранджи, сложили их в кучу, а затем подожгли её. В этот день от паранджи избавились 10 тысяч женщин. Ещё 90 тысяч женщин сняли паранджу в течение трёх последующих месяцев.

Худжум вызвал яростное сопротивление традиционного общества, многих т.н. охранителей «национального» быта. Борьба шла жестокая. Только в Узбекистане за первый год худжума были убиты 300 женщин, первыми сбросивших паранджу, нарушивших закон затворничества. Невозможно перечислить всех активных участниц той нелегкой борьбы. Они не забыты: ни так называемые делегатки, ни рядовые - те, кто поверил им и пошел за ними.

Особенно хотелось бы выделить танцовщицу Юлдашеву Нурхон и актрису Узбекского государственного театра Саидазимову Турсуной. Первую убил ее собственный брат (совершив «убийство чести») за то, что она танцевала перед публикой с открытым лицом, сняв чачван. В 1968 году был открыт памятник девушке в ее родном Маргилане. Вторая была убита своим мужем, который нанёс ей несколько ножевых ранений, как «нарушившая честь семьи».

Также среди сторонников раскрепощения женщин, разоблачения действия националистов и реакционного духовенства были и мужчины, а именно известный всем нами Хамза Хакимзаде Ниязи, который был убит (забросан камнями) мужчинами кишлака Шахимардан после того, как организовал 8 марта праздник, в ходе которого 23 женщины кишлака сбросили паранджу.

К сожалению, после обретения независимости нашей страны эпоха «Худжум», считалась неудобной для постсоветского времени. Был демонтирован памятник Юлдашевой Нурхон в Маргилане, а также фактически уничтожена память о великом поэте Хамзе Хакимзаде Ниязи. Многие названия достопримечательностей, улиц, городов, носивших имя этого великого человека, были переименованы. Скорее всего это и послужило тому, что всякие мракобесы снова стали вставать с колен.

На основании вышесказанного прошу Немолчи.уз выступить с петицией, а именно:

1. Признать на государственном уровне эпоху или политику «Худжум» абсолютно оправданной и внести в УК РУз ответственность за отрицание положительной направленности политики «Худжум».

2. Признать Хамзы Хакимзаде Ниязи, Юлдашеву Нурхон и Саидазимову Турсуной героями узбекского народа и восстановить их память, а именно: восстановить памятник Юлдашевой Нурхон в Маргилане, восстановить имя Хамзы Хакимзаде Ниязи Узбекскому национальному академическому драматическому театру, станции Чиланзарской линии Ташкентского метрополитена (ныне Новза), города в Ферганской области (ныне Тинчлик), район города Ташкента (ныне Яшнабадский), улицу в Ташкенте (ныне Заркайнар).

Не будем забывать о худжуме, о тех, кто сделал первые шаги на пути, который был широко открыт каждой женщине Востока, в ее стремлении быть свободной и открытой».

1

Сжигание паранджи

Вы можете отправить свою историю анонимно: https://goo.gl/forms/3nVmQXAFLb5dq5B92

Источник 


Из писем в NeMolchi.uz.


Комментарии  

#1 5673 14.09.2020 05:37
К великому сожалению, в умах определенной части населения (куда входят и депутаты и сенаторы) имеются зерна желания восстановления и возвращения к таким диким формам бытия.
Цитировать